Среди типов автомобильных двигателей внутреннего сгорания, выпускаемых серийно, особое место занимает РПД, роторно-поршневой или просто роторный двигатель. Что это такое и почему они до сих пор редки
Mazda RX-7 с двигателем Ванкеля (Фото: carthrottle.com)
- Что это
- Принцип работы
- Преимущества и недостатки
Что такое роторный двигатель
Роторный двигатель (роторно-поршневой, или РПД) — бензиновый двигатель внутреннего сгорания, в котором вместо обычного шатунного поршня используется ротор треугольного сечения, вращающийся в полости картера. Поскольку исключены вышеупомянутые тяжелые компоненты, а также коленчатый вал и газораспределительный механизм, можно получить легкий, компактный двигатель внутреннего сгорания с высокой мощностью даже при небольшом рабочем объеме.
Первым серийным автомобилем, оснащенным РПД, стал миниатюрный Spider немецкой компании NSU, выпускавшийся с 1964 по 1967 год тиражом 2375 штук. С началом нефтяного кризиса в 1973 году большинство стран прекратили совершенствование РПД, отличавшихся высоким расходом топлива. В то время экономичность стала одной из ключевых характеристик двигателей из-за резкого роста цен на бензин. В СССР АвтоВАЗ взял за образец роторный двигатель НСУ и после ряда неудач создал РПД (1,3 л, 140 л.с.), который устанавливался на ВАЗ 21079 для спецслужбы в постсоветский период. Работа Тольятти над проектом ротора не была окончательно прекращена до 2004 года.
НСУ Паук (1964 г.) — первый серийный автомобиль, оснащенный РПД (Фото: autowp.ru)
Mazda дольше других использовала РПД на своих моделях (до 2012 года). В 2023 году она вернула двигатель под капот гибридной версии e-Skyactiv R-EV компактного кроссовера MX-30, но только в качестве генератора для питания электродвигателя передней оси для зарядки тягового аккумулятора. При этом РПД практически всегда работает в стабильном, максимально экономичном режиме, с вредными выбросами в допустимых пределах. Перевод РПД на водородное топливо приведет к их сбросу. Такие проекты находятся в стадии разработки. В настоящее время РПД также используется на некоторых моделях боевых дронов.
Кто придумал роторный двигатель
Другое название роторного двигателя – Ванкеля, аналогично дизелю, названному в честь Рудольфа Дизеля, изобретателя самовоспламеняющегося двигателя внутреннего сгорания на рабочей смеси. Однако у RPD более одного родителя. Концепцию роторно-поршневого двигателя предложил Вальтер Фройде, руководитель инженерной группы Новосибирского государственного университета. После Второй мировой войны там работал Феликс Ванкель и долгое время занимался производством специальных уплотнений, без которых было бы невозможно обеспечить достаточный срок службы РПД. История надеялась, что фамилия Ванкель станет нарицательной.
Слева — поперечное сечение роторного двигателя с ротором, выполненным в виде треугольника Рело. Справа — Феликс Генрих Ванкель, соавтор роторно-поршневого двигателя (так называемого двигателя Ванкеля), который он разработал в 1957 году вместе с инженером НГУ Вальтером. Он дебютировал вместе с Вальтером Фройде, которому пришла в голову идея конструкции этого двигателя. (Фото: Softeis/CC BY-SA 3.0/Wikimedia Commons, Keystone/Getty Images)
В первых опытных образцах РПД ротор был неподвижен, а сам корпус двигателя вращался, но это решение оказалось неразумным и при проектировании двигателя, пошедшего в серию в конце 1950-х годов, от него отказались в пользу ставшего уже классическим варианта с вращающийся ротор. НГУ продал лицензии на производство РПД почти сотне автомобильных компаний, в том числе большому количеству японских автомобильных компаний.
Принцип работы роторного двигателя
Основными компонентами РПД являются:
Цикл двигателя Ванкеля: впуск (синий), сжатие (зеленый), рабочий ход (красный), выпуск (желтый) (Фото: Fred the Oyster / CC BY-SA 4.0 / Wikipedia Commons)
Чем роторный двигатель отличается от обычного
РПД работает по тому же циклу, что и классический четырехтактный двигатель внутреннего сгорания (впуск, сжатие, рабочий такт, выпуск) и имеет аналогичные системы подачи топлива и зажигания, а также системы охлаждения и смазки. Однако РПД имеет ряд существенных отличий:
Плюсы и минусы роторного двигателя
Потребительское качество RPD резко контрастирует.
К преимуществам ротора относятся:
Роторно-поршневой двигатель Renesis, установленный на Mazda RX-8 (Фото: Mazda)
Роторы имеют множество недостатков:
Также читайте:
- Двигатель внутреннего сгорания: что это такое и как он работает. 5 интересных фактов
- Дизельный двигатель: как работает, преимущества и недостатки
- Что такое контрактный двигатель? Нужна ли регистрация в ГИБДД для замены двигателя
- Что такое оппозитные двигатели и на какие автомобили они устанавливаются
- Хотите связаться со мной?