Недавно мы обсуждали, что означают буквы режима в автоматических трансмиссиях, а также упомянули кнопку O/D или O/D OFF, которая управляет выключением и включением повышающей передачи. Что такое овердрайв вообще? Зачем ему отдельная кнопка управления? Как это работает и почему отключение может быть полезно?
Что такое превышение скорости?
В общем смысле термин «овердрайв» означает перегрузку. В автомобильной сфере это в основном относится к повышающей передаче в автоматической коробке передач. Ведь рядом с селектором АКПП в некоторых автомобилях можно найти кнопку O/D или O/D OFF, которая выключает режим overdrive – то есть отключает использование повышающей передачи.
Почему превышению скорости уделяется особое внимание?
Сегодня не совсем понятно, почему традиционным трансмиссиям с повышающей передачей уделяется столько внимания. Чтобы это понять, нужно оглянуться в далекое прошлое, когда коробки передач были устроены таким образом, что высшей передачей в них была так называемая прямая коробка передач, с передаточным числом 1. Обычно это делается путем физического соединения входного и выходного валов коробки передач, что снижает потери в передаче. Все остальные шестерни в коробке являются понижающими, то есть имеют передаточное число больше 1.
Однако по мере роста мощности и скорости возникают новые задачи: повышение комфорта при движении по трассе, снижение частоты вращения двигателя и одновременно снижение расхода топлива. Эта проблема решается добавлением еще одного редуктора – повышающего редуктора, у которого передаточное число меньше 1 и выходной вал вращается быстрее, чем входной. А управление этой трансмиссией осуществляется отдельным рычагом или кнопкой – то есть повышающую передачу можно включить или выключить принудительно. В некоторых случаях повышающую передачу можно использовать даже на любой передаче, что позволяет удвоить фактическое количество передач. Но обычно повышающая передача используется, когда трансмиссия находится на высшей передаче при движении с постоянной скоростью по шоссе. Компромиссом для снижения частоты вращения двигателя и экономии топлива является снижение крутящего момента и соответствующее снижение мощности при превышении скорости. Но при обгоне или подъеме на гору можно отключить повышающую передачу и снова получить более высокую скорость.
Со временем технологии развивались, и повышающая передача уже не была отдельным узлом, а была частью трансмиссии, но режим «повышающей передачи» остался. Действительно, оно сохранялось и в старых автоматических коробках передач – обычно трех- и четырехступенчатых. В четырехступенчатой коробке передач третья передача обычно является прямой передачей, а четвертая передача — повышающей передачей, которая также является повышающей передачей. Однако возможность ограничить его использование остается открытой для тех же целей, что и раньше.
Как использовать овердрайв?
К овердрайву следует относиться так, как он есть — овердрайв, и применять его соответственно — аналогично тому, как в механической коробке передач используются переключения вверх и вниз.
Кнопка O/D или O/D OFF принудительно отключает повышающую передачу – то есть переключает четырехступенчатую коробку передач на три скорости, при этом высшая третья передача является прямой (передаточное число 1). При выключении повышающей передачи автоматическая коробка передач будет переключаться только последовательно между первой, второй и третьей передачей. Это может быть необходимо в ситуациях, когда важно поддерживать максимальный крутящий момент и более точно контролировать тягу. Это особенно важно при движении по скользким зимним дорогам, при движении по грязным дорогам и бездорожью, при движении в гору, при буксировке прицепа или другого транспортного средства, а также когда требуется резкое ускорение (например, при обгоне). Во всех этих ситуациях двигателю приходится работать на довольно высоких оборотах, передавая на колеса большой крутящий момент – то есть тяга и контроль над ним важнее, чем экономия топлива.
Следует ли отключать повышенную передачу во время ежедневного вождения?
В обычных условиях движения отключать повышающую передачу нет необходимости – это просто не имеет смысла. Коробка также использует повышающую четвертую передачу при включении повышающей передачи в городе и на трассе – двигатель внутри работает на меньших оборотах, и расход топлива снижается. По сути, это и есть овердрайв, поэтому такой режим трансмиссии считается стандартным и при включении овердрайва на панели приборов не загорается никакой дополнительный символ. А вот выключение овердрайва как раз сопровождается соответствующим сигналом на панели приборов – надписью «O/D OFF» или чем-то подобным.
Почему превышение скорости стало устаревшим понятием?
Сегодня рассказ о кнопке скорости можно назвать чуть ли не «путешествием по истории», поскольку само понятие «превышение скорости» устаревает. Автомобили со старой 4-ступенчатой автоматической коробкой передач выпускаются до сих пор и даже сегодня в них можно встретить кнопку повышающей передачи. Но подавляющее большинство современных автомобилей оснащены более новыми и технологичными 7-8- или даже 9-10-ступенчатыми автоматическими коробками передач, в которых одновременно имеется несколько повышающих передач без необходимости управления ими по отдельности. Поэтому для следующего поколения водителей слово «превышение скорости» появится вместе со словами «магнето» или «бабит».
- Хотите связаться со мной?