Принцип работы двухмассового маховика разъяснил Autonews.ru
Повышение эффективности двигателей внутреннего сгорания и ужесточение экологических норм заставили переоборудовать обычный литой маховик в значительно более сложный механизм. Что такое двухмассовый маховик
Фото: Шаттерсток
- Что это
- Принцип работы
- устройство
- виды
- авария
- Отличие от одного квадрата
Что такое двухмассовый маховик
Двухмассовый маховик (ДМФ) – элемент трансмиссии автомобиля, который является не только передаточным звеном между стартером и коленчатым валом, но и наиболее эффективным гасителем вибраций и скачков крутящего момента, возникающих в процессе эксплуатации современных автомобилей бензиновый двигатель и дизельный двигатель. ДМФ появился в середине 1980-х годов:
В таких ситуациях обычные гасители крутильных колебаний (пружины) в ведомом диске сцепления уже не справляются с задачей поддержания плавности работы силового агрегата. Требовалась более сложная конструкция.
Как следует из названия, основными элементами DMF являются два массивных компонента (корпус/диск) с рядом пружин, отвечающих за смягчение передачи усилий между ними. ДМФ устанавливается на фланце коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания, откуда «передает» вращение валу трансмиссии через механизм сцепления или гидротрансформатор.
В настоящее время примерно 80% новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания оснащены ДМФ. Такие маховики используются в сочетании со всеми типами коробок передач: механической, роботизированной с двойным сцеплением, вариаторной, классической АКПП. Средний срок службы DMF составляет от 150 000 до 250 000 км.
Фото: Шаттерсток
Принцип работы двухмассового маховика
Принцип работы ДМФ заключается в разделении сил, поглощаемых телом. Комплект пружин существенно снижает усилия, передаваемые на второй крупный компонент, связанный с коробкой передач. Если в сочетании со сцеплением используется обычный маховик, его значительно более легкий ведомый диск имеет демпферную пружину и крутильные колебания гасятся в пределах 15° от центрального положения, то с помощью современного DMF можно увеличить это значение ценить до 70-75°. Это помогает снизить вибрации и рывки при работе силового агрегата, например, когда водитель автомобиля с механической коробкой передач выбирает неправильную передачу.
Устройство двухмассового маховика
В целом устройство DMF выглядит так:
Фото: Cschirp / Сертификат CC BY-SA 3.0 / Wikipedia Commons
Типы двухмассовых маховиков
Конструкция DMF продолжает совершенствоваться, чтобы лучше гасить удары и вибрацию трансмиссии. Существует два типа ДМФ:
Одноконтурные
Эти DMF имеют один комплект пружин, расположенных по внутреннему радиусу маховика.
Двухконтурные
Такой ДМФ имеет два комплекта пружин, расположенных как по внутреннему радиусу маховика, так и в центральной части системы.
Признаки неисправности двухмассового маховика
В отличие от классического одномассового маховика, ДМФ представляет собой не просто чугунный диск с зубчатым венцом, а многокомпонентное устройство, элементы которого со временем изнашиваются. Если DMF должен поглощать очень сильные крутильные колебания, неосторожное использование сцепления механической коробки передач, езда на низких скоростях или чип-тюнинг усугубят ситуацию. К симптомам неисправности ДМФ относятся:
Фото: ZF Friedrichshafen AG
Двухмассовый и одномассовый маховики: в чем разница
Подобно классическому одномассовому маховику, DMF вращает коленчатый вал двигателя во время запуска. Также за счет своей большой массы он помогает поршню двигателя внутреннего сгорания продолжать движение от так называемой мертвой точки. Однако между двумя типами маховиков существует множество различий:
Также читайте:
- Хотите связаться со мной?