Все о дроссельных заслонках: назначение, конструкция, частые поломки
Дроссельный узел является одним из важнейших органов управления двигателем внутреннего сгорания. Autonews.ru Узнайте об устройстве и его проблемах
фото: alexgo.photography/Shutterstock/FOTODOM
Что такое дроссельная заслонка
Дроссельная заслонка, дроссельный узел или просто дроссель – это механизм, распределяющий воздух, поступающий в двигатель. Дроссельная заслонка находится в прямой зависимости от положения педали акселератора: механическая (тросовая) или электронная (с помощью сервопривода). Используйте датчик положения дроссельной заслонки (TPS) для передачи обратной связи блоку управления в виде фактической информации об открытии).
Для чего нужна дроссельная заслонка
Рассматриваемый агрегат играет важнейшую роль в работе двигателя. От положения лопатки зависят как обороты холостого хода, так и обороты под нагрузкой – это основная часть дроссельной заслонки. При нажатии или отпускании педали полотно открывается или, наоборот, закрывается на заданный угол. Это увеличивает или уменьшает количество воздуха, поступающего в цилиндр. Поэтому электронный блок управления (ЭБУ) регулирует подачу топлива к форсункам для поддержания заданной схемы.
Где находится дроссельная заслонка
Этот узел расположен непосредственно перед впускным коллектором. Как уже говорилось выше, он является «затвором» для воздуха и задает объем топливовоздушной смеси.
Устройство дроссельной заслонки и как она работает
Фото: Ладанифер/Shutterstock/FOTODOM
Дроссельный узел на любом автомобиле имеет схожую конструкцию, где основным компонентом является сама заслонка (другое ее название – «лопастная» или «копейка»). Это металлический диск, вращающийся на подвижной оси внутри корпуса.
В зависимости от угла, под которым в данный момент расположены лопасти, меняется сечение (пропускная способность) «канала», в котором установлены лопасти. Это означает, что во впускной коллектор попадет больше или меньше воздуха. Датчик положения дроссельной заслонки (TPS) также является неотъемлемым компонентом. Он механически связан с рулевым валом и необходим электронному «мозгу» двигателя для обеспечения обратной связи.
В механической цепи с тросами TPS передает данные о фактическом угле открытия заслонки в данный момент. В случае электронного дросселя он также синхронизирует свое положение с положением педали акселератора. Дроссельные заслонки делятся на два типа в зависимости от типа привода.
Механическая заслонка
Вращение лезвия осуществляется механизмом со стальным тросом, который напрямую связан с педалью. Работа дроссельной заслонки этого типа линейная – то есть открытие напрямую зависит от положения акселератора. Сегодня эта схема практически больше не используется.
Электронная заслонка
Фото: Ricky8kurniawan/Shutterstock/FOTODOM
Открытие заслонки и изменение угла достигаются сервоприводом с электродвигателем. Механической связи с педалью нет, угол срабатывания «никеля» задается блоком управления на основании данных датчика педали и других датчиков.
Регулятор (клапан) холостого хода дросселя
В зависимости от конструкции вашего двигателя дроссельный узел может иметь клапан управления подачей воздуха холостого хода (также называемый клапаном подачи воздуха холостого хода). Это небольшой электродвигатель с клапаном, установленным в воздуховоде, поступающем во впуск, в обход дроссельной заслонки. Дело в том, что когда отпускаешь газ, дроссельная заслонка полностью закрывается – воздух в двигатель не поступает.
Чтобы обеспечить минимальный поток в цилиндр для поддержания оборотов холостого хода, воздуху разрешается проходить через регулятор. Электрические клапаны определяют расход в зависимости от различных условий, особенно температуры воздуха и температуры антифриза.
В современных двигателях клапанов холостого хода становится все меньше, а скорость холостого хода регулируется самой дроссельной заслонкой. Разумеется, речь идет только о дроссельных узлах с электронным управлением.
Неисправности дроссельной заслонки
Фото: НОНГАСИМО/Shutterstock/FOTODOM
Причины выхода из строя дроссельной заслонки типичны для любого типа. Некоторые из них можно отремонтировать самостоятельно, а в некоторых случаях потребуется замена комплектующих.
— Увеличьте зазор между вращающимся лезвием и стенкой корпуса, где установлено лезвие.
Со временем эта болезнь поражает практически все амортизаторы – проблема только в пробеге и условиях эксплуатации. Даже при наличии фильтра абразивные частицы в набегающем потоке воздуха год за годом изнашивают металл и увеличивают зазор между «копейкой» и корпусом. Поэтому даже полностью закрытая заслонка не обеспечит герметичного уплотнения. Результат – нестабильная скорость холостого хода.
— Датчик положения изношен или полностью вышел из строя. Как уже говорилось выше, это «глаза» ЭБУ, контролирующие положение ножей. При потере обратной связи проблемы могут возникнуть не только на холостом ходу, но и в любом режиме работы.
— Устройство регулирования холостого хода (при наличии) изношено или полностью вышло из строя).
— Трос заклинивает или ломается при механическом вождении.
В целом замена ДПДЗ не составит труда даже новичку. Переместить регулятор холостого хода может быть немного сложнее, но в целом это не проблема. С тросами ситуация еще сложнее: возможно, придется частично разобрать моторный отсек.
Фото: Warlock4590/Shutterstock/FOTODOM
А здесь, как говорится, все на виду. Но быстро устранить проблемы износа лезвий невозможно. В этом случае некоторые используют специализированную шпаклевку, чтобы компенсировать износ демпфирующего диска. Но такое решение не всегда срабатывает, поэтому самый правильный вариант – замена дроссельного узла.
Отметим, что в половине случаев после профилактической чистки дроссельного узла происходит «чудо» холостого хода. Поэтому к этому процессу следует относиться с особой осторожностью, о чем мы подробно поговорим в другой статье.
Также читайте:
- Хотите связаться со мной?