Волатильность рубля, высокие ставки и дефицит: как меняется рынок и к чему быть готовым покупателям
Фото: Петров Сергей / news.ru / Global Look Press
Российский автомобильный рынок продолжает находиться под давлением ряда макроэкономических факторов. Колебания валютных курсов, инфляционное давление, высокие ключевые процентные ставки — все это напрямую влияет на ценовую политику автопроизводителей и дилеров. Autonews.ru проанализировал ситуацию на рынке и попытался ответить на главный вопрос: чего ждать покупателям в июле 2025 года и как могут измениться цены на новые автомобили.
У дилеров кончаются запасы машин
Коммерческий директор ГК «Альфа-Лизинг» Ольга Кириллова заявила, что к июлю 2025 года цены на рынке автомобилей могут вырасти на 10–15%. Это связано с тем, что к середине лета дилеры могут распродать прошлогодние модели, что приведет к специальным распродажам.
При этом эксперт не исключает и более благоприятного прогноза. По ее словам, если на июльском заседании ЦБ РФ снизит базовую процентную ставку, то более низкие ставки по автокредитам могут частично компенсировать влияние роста цен и поддержать интерес к покупке автомобилей даже без учета скидок и акций.
Кириллова также подчеркнула, что наиболее выгодный период для покупки автомобиля с точки зрения прибыли — поздняя весна и поздняя осень. В это время автодилеры обычно предлагают большие скидки, чтобы избавиться от затоваривания на складах.
«В настоящее время наблюдается дефицит новых моделей, в основном китайских марок, доля которых на отечественном авторынке растет, что усиливает ценовую нестабильность и повышает риск дефицита популярных моделей летом», — отметила Кириллова
По данным китайской таможенной статистики, количество импортируемых из Китая автомобилей с начала 2025 года сократилось почти вдвое: с 326 тыс автомобилей за аналогичный период 2024 года до 146,8 тыс.
Фото: Cfoto/Keystone Press Agency/Global Look Press
Изменения на рынке автокредитования
Стоит отметить, что с 1 июля 2025 года рынок автокредитования станет более структурированным, а требования к заемщикам — более строгими. Потенциальным покупателям автомобилей следует быть более осторожными при выборе транспортного средства и планировании собственного финансового положения.
Руководитель отдела продаж услуг ECredit Никита Марголин рассказал, что теперь банки и микрофинансовые организации смогут выдавать автокредиты до 20% заемщикам, чья долговая нагрузка превышает 50% ежемесячного дохода. Кроме того, для займов свыше 1 млн рублей потребуется предоставить официальную справку о доходах. Это повысит прозрачность сделок, но одновременно усложнит процесс оформления и увеличит сроки принятия решений.
«В результате для некоторых заемщиков с более высокой, но формально приемлемой долговой нагрузкой (менее 50%) кредиты могут стать дороже или их будет сложнее получить из-за возросших требований», — пояснил Марголин.
Он также советует потенциальным покупателям жилья заранее оценить свое финансовое положение: подготовить справку 2-НДФЛ, рассчитать ежемесячные платежи и по возможности погасить небольшие долги. Особенно осторожными следует быть тем, кто планирует внести большой первоначальный взнос — в этом случае даже небольшое снижение доходов может обернуться крупным платежом по автокредиту.
«Также стоит рассмотреть льготные схемы автокредитования, которые сейчас предлагаются. Это может быть схема государственной поддержки или субсидирование автокредита от производителя», — добавил он.
Основой этих изменений стал закон, принятый в ноябре 2024 года. Документ предоставляет российским банкам полномочия устанавливать лимиты выдачи кредитов в зависимости от уровня финансовой устойчивости заемщика. В Центробанке России подчеркнули, что новая система направлена на снижение рисков и предотвращение чрезмерной задолженности граждан.
Фото: Петров Сергей / news.ru / Global Look Press
Президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что действия регулятора очень своевременны. Он считает, что одна из главных проблем рынка заключается в том, что многие россияне, уже имеющие долги, продолжают оформлять новые кредиты, что повышает риск масштабных невозвратов.
«Конечно, это необходимо ограничивать, и в этом случае мы поддерживаем политику центрального банка», — сказал он.
Снижение покупательской активности
Генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский считает, что традиционное весеннее оживление не продлится долго и летом спрос вновь упадет.
«В июне и июле, скорее всего, будет наблюдаться тенденция к снижению покупательской активности. С приближением осени мы надеемся на появление позитивных внешних факторов и стабилизацию национальной валюты, что будет стимулировать покупательскую активность», — спрогнозировал он.
Несмотря на явное охлаждение интереса к покупке автомобилей в начале лета, эксперты надеются, что осенью рынок войдет в фазу постепенного восстановления. Они считают, что этот период может стать переломным: возвращение части отстающего спроса и возможная стабилизация валютных курсов создадут условия для более предсказуемого восстановления цен и транзакций.
Кроме того, если российский Центробанк смягчит денежно-кредитную политику во второй половине года, это может сделать автокредиты более доступными и побудить покупателей, которые ранее воздерживались от покупки автомобиля из-за высоких расходов по займам, вернуться к ним.
Похожую ситуацию описал управляющий директор ГК «Альфа-Лизинг» Максим Агазанов. По его словам, к середине лета большинство дилеров и импортеров, вероятно, распродадут свои запасы автомобилей 2024 года. В то же время завершатся и сезонные акции и специальные предложения, которые позволяют покупателям сегодня экономить.
«К июлю мы ожидаем роста цен в этом секторе примерно на 10–15%», — отметил Агазанов, добавив, что рынок постепенно возвращается к состоянию, когда скидки становятся исключением, а условия закупок менее гибкие.
Таким образом, в ближайшие месяцы участникам рынка придется адаптироваться к снижению потребительской активности, а вот осенью может наступить долгожданная стабилизация — если позволит макроэкономическая ситуация.
Фото: Булкин Сергей / news.ru / Global Look Press
Читайте также:
- Автовладелец подал иск против Volkswagen из-за прожорливых двигателей
- «Самые большие скидки и возвраты бренда». «Автостат» — о будущем рынка
- «План Дубая» предусматривает тысячи «параллельных» автомобилей
Автор теги: Алексей Панков
- Хотите связаться со мной?