BMW «Семёрка» с индексом E65 – прекрасный пример того, как рынок издевается над чувствами пуристов. Эстеты еще считали ее действительно некрасивой, да и в целом она никому не интересна, но рост продаж «Семёрки» случился именно в этом поколении. Спустя двадцать лет после выхода модели попробуем нажать на i, чтобы понять, что это: великолепное дизайнерское и техническое решение, просто проходная модель или что-то еще? В первой части мы разберем кузов, салон и электрику 7-й серии, а во второй части поделимся знаниями о двигателе, трансмиссии и подвеске.
Техника
Несмотря на авангардный внешний вид, под кузовом скрывается вполне традиционное шасси BMW, мало чем отличающееся от «автомобильчика» на кузове своего предшественника E38. Цельнометаллический кузов имеет алюминиевый передний подрамник, капот и передние крылья. Алюминиевых чашек пока нет — все стальное, с обычными стальными лонжеронами. Версии обозначаются следующим образом: E65 – базовая версия, E66 – расширенная версия, E67 – бронированная версия. Версия, защищенная по стандартам B6/B7, имеет усиленную подвеску и тормоза. Броня не верхняя, а используются новые панели. На самом деле заводская броневерсия имеет свой кузов — гораздо большие различия, чем между «длинной» и «короткой» версиями.
Все версии кузова строго четырехдверные, но салон может быть пятиместным или четырехместным. А задние сиденья не складываются — между багажником и салоном всегда есть перегородка.
Привод только на задние колеса, полноприводной версии нет. Двигатели варьируются от рядных шестицилиндровых до V12, включая экзотические дизельные V8. Коробка передач, конечно же, автоматическая, и это строго 6-ступенчатая коробка передач серии ZF 6HP. В этом поколении до фейслифтинга бензиновая версия имела минимальную мощность 231 лошадиную силу, а дизельная — 218 лошадиных сил, но после фейслифтинга мощность бензинового рядного шестицилиндрового двигателя достигла 258 лошадиных сил, что заставляет любителей до первого поколения Велосипедисты были очень расстроены авария. А вот тех, кто давно владеет автомобилем, налог не волнует, ведь стоимость обслуживания «семерки» обычно в несколько раз превышает транспортный налог, даже для версии V12.
Схема подвески – стойки МакФерсон спереди и многорычажная сзади. Большинство рычагов этого поколения уже алюминиевые. Вместо использования торсионов в качестве стабилизаторов поперечной устойчивости «Семерка» использует гидравлический привод. В задней оси вместо рессор может использоваться пневматическая подвеска. Седан также оснащен амортизаторами с электронным управлением.
салон шикарный и красивый, хороший по любым меркам, да и сейчас этот набор опций выглядит неплохо. Чтобы все это работало, электроника машины очень сложна: пять отдельных шин, включая оптическую, а количество электронных блоков достигает десятков. У 7-й серии масса опций, высокая степень интеграции агрегатов, и впервые доступен iDrive, который помогает настраивать все это «счастье» на ходу.
Также есть некоторые знания о дизайне. Он называется «Bangle» — в честь главного дизайнера марки, хотя в первую очередь автомобиль рисовал его подчиненный Адриан ван Хойдонк. Более того, Бэнгл также сделал классические E46 и E38, но о них почему-то забыли… Просто он был инициатором очередного изменения дизайна бренда и был ответственным за этот эксперимент. На мой взгляд, последнее поколение F01 является логическим продолжением E65 по дизайну. Жаль, что баварцы не сразу перешли на LCI-версию дизайна на E65 — именно так BMW называет рестайлинговую модель, сокращенно термином «Lifecycle Impulse».
Хронология
27 июля 2001 г. Завод в Дингольфинге начинает производство машин нового поколения.
Сентябрь 2001 года. Новая седьмая серия с кузовом E65/E66 была представлена на выставке IAA во Франкфурте. Был выпущен двигатель M54B30 мощностью 231 л.с. Подходит для базы 730i, N62B36, 272 л.с. Подходит для 735i, N62B44, мощность 333 лошадиные силы. Подходит для 745i, N73B60, мощность 445 лошадиных сил. Для 760i, M57D30TU, 218 л.с. Подходит для 730d и M67D40TU мощностью 258 л.с. 740 дней. Все они агрегатируются с несменной 6-ступенчатой автоматической коробкой передач.
ноябрь 2001 года. Начаты продажи короткобазных версий моделей 735i/745i.
Весна 2002 года. В продажу поступила длиннобазная версия E66, также доступна дизельная версия 730d/740d.
июль 2002 года. Версия 730i/730Li автомобиля с шестицилиндровым бензиновым двигателем уже поступила в продажу.
Апрель 2005 года. Выпущена обновленная модель, также известная как LCI. Дизайн был значительно упрощен, а некоторые чрезмерно роскошные элементы заменены. Передняя и задняя части автомобиля существенно изменились, было улучшено управление iDrive и серьёзно переработана электроника. Полностью заменена моторная гамма. Версия 730i оснащена новым 258-сильным двигателем N52B30, 740i — 306-сильным двигателем N62B40, а 750i — 367-сильным двигателем N62B48. Тот же N73B60 мощностью 445 л.с остался только на 760i. Дизельные моторы также изменились: у 730d двигатель заменен на двигатель М57Д30ТУ2 с алюминиевым блоком, а у 740d под капотом появился 4,4-литровый двигатель М67Д44 мощностью 329 лошадиных сил.
Сентябрь 2008 года. Завершена сборка кузова модели E65/E66.
Кузов
Внешние панели
Этот тип автомобиля обычно хорошо обслуживается и служит долго, но с E65 дела обстоят не так хорошо. Их быстро вынимают из гаражей «серьезных людей», а использование их без необходимости ежедневных мойок, теплых гаражей и прочих обогащающих жизнь радостей зачастую позволяет сохранить машину в практически идеальном состоянии вплоть до конца модели жизни. Производство. Несмотря на высокое качество лакокрасочного покрытия, проверить кузов стоит внимательно – ведь эти «семерки» находятся на улицах уже 15 и более лет.
К тому же цена на такие модели когда-то упала до 200 000 рублей, поэтому вероятность того, что автомобили не будут обслуживаться, достаточно высока. Однако, если вы смотрите на опционы в нижней части рынка, которая сейчас составляет около 300-350 000, то довольно глупо рассчитывать на идеалы.
Если говорить в целом, то основные проблемные места — это задние арки и крышка багажника. Передние крылья изготовлены из алюминия, если только они не заменены крыльями из тайваньской стали. В исходном состоянии коррозия не заметна, но может присутствовать мусор, а если точки крепления повреждены, крылья будут свисать, что будет хорошо видно.
Капот тоже алюминиевый, снаружи без мусора, но внутри имеет стальной каркас. Алюминий часто можно увидеть поврежденным на стыке стальных и алюминиевых компонентов. Если герметик вздулся по краям – это плохой знак, поскольку капот – достаточно дорогая деталь. Передний край вашей крыши — традиционная проблемная зона, поэтому внимательно осмотрите ее. В противном случае, хотя слой краски на «Семерке» достаточно прочный, на двери могут появиться следы случайных сколов и неаккуратного использования.
Дверные проемы хорошо спроектированы – внутри двери нет мест, где могла бы скапливаться влага, а на уплотнителях не скапливается грязь. Молдинги и бархатные чехлы имели минимальные дефекты, на дверных ручках не было сколов. В целом, в этом есть ощущение исполнительного уровня. Однако существует множество «навороченных» автомобилей — некоторые перекрашены в дикие цвета и покрыты пленкой, другие — просто неопрятные экземпляры, которые не чистились годами. Поверьте мне, они вам не нужны, потому что, если тело не функционирует должным образом, возникнет больше проблем в других областях.
Днище
Возраст автомобиля более заметен, если смотреть снизу, поэтому лучше не покупать Е65, не подойдя к лифту для осмотра. Если вы заметили ржавчину на своих арках снаружи, найдите время, чтобы отодвинуть рундуки для мокрых стоек: задние арки почти наверняка будут сильно повреждены. Внутренняя арка не обязательно полностью проржавела, но рыхлая ржавчина явно присутствует. Швы с подоконниками могут подгнить, поскольку конструкция здесь очень не любит грязи. Внешний пластиковый порог расположен на длинном внешнем усилителе с многочисленными окошками для крепежа. В передней части коробки усилителя есть окно в нише переднего крыла, где под рундуком может собираться пыль. Поэтому он всегда присутствует внутри элемента и очистить его можно только путем частичной разборки машины. Это, в свою очередь, может привести к коррозии нижней и средней части боковин, которые являются основной частью порогов, а также грязи, скопившейся во внутренних полостях кузова.
В правой задней арке находится топливозаливная трубка, а арка за ней проржавела из-за скопления грязи. Сама видимая нижняя часть подоконника в целом цела: хорошо покрашена и покрыта антигравием. Внешние половицы, как правило, находятся в хорошем состоянии от передней части до средних стоек, если только внутри нет протечек, как это произошло с этим поколением. Но в задней части большинства автомобилей, над задним подрамником и топливным баком, имеются большие участки поверхностной коррозии. Мало кто из владельцев потрудится сделать полную антикоррозийную обработку, сняв подвеску и топливный бак, но за покрытым черным антикоррозийным днищем часто скрывается худший вариант покрытия ржавчины антигравием. В передних арках дела в целом обстоят лучше – ни чашки, ни фланцы не затронуты, а небольшие участки коррозии на креплениях и сзади стоек подвески не являются критичной проблемой. Коррозия переднего подрамника – вещь крайне неприятная, хотя и не слишком затратная. Даже сейчас обычная цена составляет от 50 000 до 20 000 рублей. Учтите, что тепловой экран выхлопной системы автомобиля достаточно хрупкий и часто разрушается. На «Семерке» на удивление маленький центральный туннель, и швы почему-то разбухают.
Особое внимание следует уделить внутренней части пола кузова. Потому что мокрый пол на Е65 – это не только проблема кузова. При таком большом количестве электронных устройств это сильно влияет на количество отказов в бортовых системах. В большинстве случаев он просто выходит из двери, поэтому вам нужно будет проверить слив, повторно приклеить уплотнение и затянуть пластиковые гайки, удерживающие внутреннюю дверную панель на месте. Ситуацию осложнили неудачные внутренние водостоки: они были сильно забиты материалом напольного ковра.
Помимо двери, стоит проверить и сливы люка – они часто и быстро засоряются. Кроме того, вода попадает в салон из моторного отсека через кондиционер – из-за очень неудачных клапанов в электронике, которые часто засоряются. Если вы не хотите заливать проводку модуля двигателя, ее следует сразу снять. Также необходимо проверить слив салонного фильтра — он устроен таким образом, что вода часто попадает, а если не сливает, то вода попадет и в салон, так что не поленитесь и проверьте воздуховоды от Сначала правый дворник к капоту двигателя. Иногда для прорыва требуется мойка высокого давления, и чтобы избежать подобных проблем в будущем, стоит также снять сливной лепестковый клапан в левом воздушном патрубке — там он тоже часто забивается.
Оптика
Автомобили в стандартной комплектации оснащены ходовыми огнями «ангельские глазки», которые сейчас перегорели. Кроме того, стекло сильно трется, а внутренняя часть фары слишком нагревается, что может привести к поломке проводки. Фары иногда накапливают пыль изнутри из-за плохой вентиляции. Восстановление оптики Е65 зачастую обходится дорого, так как конструкция гораздо сложнее «обычной больнички», а фары собираются на герметике, что усложняет разборку.
Салон
Дверные ручки с системами комфортного входа могут доставить немало хлопот. Датчики в них часто выходят из строя, но они дешевы и даже поддаются ремонту. На удивление, проблем с дверными замками и доводчиками не было. Даже стеклоподъемники здесь добротные, хотя конструкции с тросами обычно требуют замены раз в 10-15 лет — обычно наконечники отваливаются от возраста (сервисник их переобжимает или устанавливает небольшие клипсы), но иногда может произойти из-за системы неспособность предотвратить зажим и чрезмерное натяжение. В большинстве случаев их сбои являются чисто программными проблемами из серии «Кодирование». Тросы капота очень рано приходят в негодность, их рекомендуется смазать и заменить на новые, если они начнут заедать. Открытие капота обходится очень дорого и практически требует снятия передней подвески. Как минимум, вам потребуется снять колесо, бачок омывателя и сделать специальную длинную ручку, чтобы дотянуться до замка.
Люк относительно беспроблемный, нужно только чистить слив и иногда смазывать рейки. Но скрип заставит вас сделать это до того, как мотор начнет выходить из строя. Внутри машины четыре люка – про тот, что сзади, часто забывают.
Перечислять все это в подробностях заняло бы слишком много времени: по отдельности все кажется солидным, но в «Семерке» так много всего, и так хитро сделано. Гораздо сложнее, чем можно было бы предположить из опыта работы с любой другой машиной. На самом деле даже отрегулировать дверь так, чтобы получился ровный зазор, будет сложно, так как любой замок рассчитан на более серьёзную эксплуатацию, чем коробка передач на Chico, и они иногда ломаются, как и доводчики.
Даже замок перчаточного ящика настолько сложен, что его приводной трос иногда отрывается и запирает бардачок! Однако владельцы не жалуются, поскольку все это относительно дешево и не доставляет особых хлопот. Владельцы «Семерок» потратили больше денег на изменение внешнего вида – например, с «предредизайна» на «редизайн.
Электрика
Автомобиля серии E65/E66 достаточно, чтобы автоэлектрик мог прокормить свою семью, ни в чем не нуждаясь. Потому что без электриков хозяевам не обойтись, а эта работа требует очень квалифицированной работы. В этом отношении E65 ближе к современному BMW, чем к своему прародителю. Добавим сюда отличный генератор водяного охлаждения на двигателе N62, и большое количество владельцев, которые хотят от переработанной и более богатой версии больше возможностей для своего автомобиля. К счастью, есть кое-что, что можно «добавить»: от доводчиков дверей до активного круиза, антенн, навигации и активных подголовников с экранами.
Есть много проблем с электрикой, которые просто не позволяют двигателю запуститься — на всех машинах, оснащенных двигателем V8, встроенный модуль питания IVM гарантирует, что он не перегреется — вам придется припаять печатную плату. В противном случае обязательно возникнут проблемы с питанием ЭБУ, Valvetronic и блока коробки передач. Типичная неисправность питания топливного насоса СБСР – отказ сварки дроссельной заслонки. А вот транзисторы часто висят на «соплях». Поэтому топливный насос обычно подключают через реле, разгружая устройство, чтобы автомобиль каким-то образом работал, а то и напрямую.
Это лишь верхушка айсберга. Причин неисправности или аварийного режима работы десятки, если не сотни — машина известна капризами своей электросистемы. В коробке передач были проблемы с мотором системы Valvetronic, шестернями в коробке передач электроручника, парктрониками, амортизаторами и стабилизаторами, антенной бесключевого доступа и Webasto, iDrive и всеми его подсистемами. Любой сбой приводит к цепочке ошибок между блоками с непредсказуемыми последствиями. Однако диагносты BMW обычно умеют пользоваться фирменным программным обеспечением и знают причинно-следственные связи, поэтому не существует неразрешимой проблемы. Дробильные элементы зачастую изготавливаются китайскими мастерами, восстанавливаются или используются из регионов с более мягкими условиями эксплуатации.
Промежуточный итог
Внешность автомобиля не совсем красива, но заманчивы его роскошный салон и широкий выбор опций. И он по-прежнему отлично работает. Просто кое-где «Семерка» была откровенно старовата, а надежность ее сложнейших технических решений не выдержала времени и желания предыдущего владельца сэкономить на обслуживании, что в конечном итоге привело к дорогостоящему ремонту.
Однако, несмотря на длинный список потенциальных проблем, это поколение «Семерки» не выглядит неудачной покупкой, не так ли? Но мы еще не затронули механическую часть Е65 — подвеску, двигатель и трансмиссию. Есть ли у них надежда на счастье после покупки, или потребуются постоянные крупномасштабные финансовые вложения? Об этом мы поговорим во второй части материала о BMW 7 серии.
- Хотите связаться со мной?