Мы давно слышали, что E39 — лучшая BMW из когда-либо созданных. Но сначала они показались мне слишком скучными, слишком дорогими, потом слишком устаревшими, а потом.. их не стало. Только сейчас становится ясно, что все, что говорилось все это время о «лучшем BMW», верно, даже если не вдаваться в подробности. Что ж, мы собираемся подробно рассмотреть их все, чтобы выяснить, есть ли сегодня шанс купить автомобиль, который будет хотя бы похож на «лучший BMW». В первой части материала мы рассмотрим вопросы, связанные с кузовом, салоном и электрическими системами, а во второй части обсудим двигатель и трансмиссию.
Техника
Проектирование этого поколения автомобилей осуществлялось под руководством Криса Бэнгла, но непосредственным автором был Нагашима Дзёдзи. Более того, автомобиль был снят с производства еще в 1992 году. По традиции тех лет, перед выходом на рынок он прошел тщательные испытания. По сегодняшним меркам E39 выглядит довольно скучно, поскольку у него даже не было полного привода. А такие инновации, как алюминиевое шасси, которые казались настолько новыми, когда дебютировала Five, что были слишком новыми, чтобы быть правдой, больше не имеют никакого влияния: современные автомобили на два уровня ниже имеют алюминиевые рычаги и подрамники. Легкосплавные диски были уникальными в своем классе, они были изготовлены из алюминиевой ленты, скрученной и кованой, и имели настолько скучный дизайн, что практически никто уже не помнит, что делало их уникальными. В остальном все было гораздо проще: автомобиль имел стальной кузов, четырехдверный седан или пятидверный универсал. Существует также отдельная версия, которая поставляется с заводской броней, но только на уровне VR4 и без каких-либо серьезных изменений кузова.
Компоновка классическая: двигатель расположен продольно спереди, привод — на заднюю ось. Доступно несколько вариантов двигателей: от рядных четырехцилиндровых до V8, и почти все модели могут быть оснащены как механической, так и автоматической коробкой передач. По просьбе BMW компания ZF создала ручной режим переключения передач для трансмиссии серии 5HP, который баварцы представили как отдельную функцию под названием «Steptronic». Задняя ось может быть оснащена дифференциалом повышенного трения. Среди опций, о которых мало кто помнит, например, есть такая затейливая штука, как тепловой аккумулятор.
Подвеска представляла собой стойки Макферсона спереди и многорычажную сзади — довольно современную конструкцию, не сильно отличающуюся от подвески баварских автомобилей, представленных десятилетие спустя. Никаких «гидравлических тормозов» здесь нет, а единственным пневматическим устройством является цилиндр системы поддержания дорожного просвета на задней оси универсала. Подвеска настроена с самого начала и не пытается подстроиться под вас. В системе рулевого управления используется обычный рулевой механизм или рейка, в зависимости от двигателя, а также параметрическое управление (также известное как сервоэлектроника Bosch) в качестве высокотехнологичного решения. Список опций довольно обширен, но в этом автомобиле нет ничего особенного, что могло бы кого-то удивить на данный момент. Единственное, что впечатляет — это качество сборки и изготовления.
Хронология
20 апреля 1994 года были зарегистрированы дизайн и прототип модели E39.
в сентябре 1995 года автомобиль был представлен публике на Франкфуртском международном автосалоне. Тип кузова – только седан. Доступные модели включают 520i, оснащенную двигателем M52B20 мощностью 150 лошадиных сил; 523i, оснащенный двигателем M52B25 мощностью 170 лошадиных сил; и 528i, оснащенный двигателем M52B28 мощностью 193 лошадиные силы. Все версии доступны с 6-ступенчатой механической или 5-ступенчатой автоматической коробкой передач.
декабрь 1995 г. Эта модель доступна для продажи в Европе. На тот момент топовой версией уже была 540i, оснащенная двигателем M62B44 и имевшая мощность 286 лошадиных сил. Также доступны варианты с механической и автоматической коробкой передач.
в марте 1996 года были представлены дизельные версии 525td и 525tds, оснащенные двигателем M51D25 мощностью 115 л.с и M51D25TU мощностью 143 л.с соответственно.
Сентябрь 1996 г. Автоматическая коробка передач была обновлена, во всех трансмиссиях появилась функция Steptronic. В стандартной комплектации модели 540i коробка передач 5HP30 заменена на коробку передач 5HP24.
В марте 1997 года был запущен в производство универсал E39.
Сентябрь 1997 г. Выпуск стандартной бронированной версии 540i Protection с уровнем защиты VR4. Автомобиль был доступен с дополнительной системой внутренней связи, а с 1998 года — с шинами RunFlat. Система курсовой устойчивости DSC входит в стандартную комплектацию моделей V8 и является опцией для 528i. В это же время появились пиротехнические устройства управления, работающие от батареек, а климат-контроль стал стандартным для автомобилей с двигателем V8.
Март 1998 года. На Женевском автосалоне была представлена M5 — самая серьезная версия автомобиля, оснащенная двигателем S62B50 мощностью 400 лошадиных сил. Двигатели стандартных версий были обновлены: 520i оснащен новым двигателем M52B20TU мощностью 150 л.с.; 523i оснащен двигателем M52B25TU мощностью 170 л.с.; 528i оснащен двигателем M52B28TU мощностью 193 л.с.; 535i оснащен двигателем M62B25TU мощностью 245 л.с.; а 540i оснащен двигателем M62B44TU мощностью 286 л.с. Все двигатели оснащены электронной дроссельной заслонкой и регулировкой фаз газораспределения (VANOS).
сентябрь 1998 года. Самая мощная дизельная версия, 530d, оснащена двигателем M57D30 мощностью 184 лошадиные силы. Все версии коробки передач ZF 5HP18 заменены на 5HP19.
Осень 2000 г. Выпуск LCI-версии модели. Обновленный внешний вид, опции и конфигурация. Представляем навигацию с 6,5-дюймовым экраном 16×9, заменяющую небольшую квадратную беспроводную трубку на встроенный телефон. Значительное обновление линейки двигателей. Рядные шестицилиндровые двигатели серии M52 были заменены новой серией M54: версия 520i оснащена 170-сильным двигателем M54B22, версия 525i оснащена 193-сильным двигателем M54B25, а версия 530i оснащена 230-сильным двигателем M54B30. Модели с двигателем V8 сохраняют тот же двигатель. Для дизельных автомобилей версия 520d оснащена двигателем M47D20, версия 525d оснащена двигателем M57D25 мощностью 163 лошадиные силы, а топовая версия 530d оснащена двигателем M57D30, мощность которого увеличена до 193 лошадиных сил. Во всех дизельных версиях используется коробка передач GM 5L40E вместо ZF5HP18, установленной на 525td/tds.
Июнь 2003 г. Производство M5 и почти всех версий седан (кроме бронированной) прекращено.
Декабрь 2003 г. Выпуск версий универсал и Fender прекращен.
Кузов
Внешние панели
Сейчас ценовой диапазон E39 составляет от 200 тысяч рублей и до бесконечности — некоторые доходят даже до 5 миллионов рублей. Поэтому прежде чем начать поиск, вам нужно решить, чего вы хотите от автомобиля.
Если ваша цель — найти автомобиль, который поможет вам понять, насколько хороша модель Thirty-Nine, и не только в теории, то вам придется провести тщательный поиск. В конце концов, эти BMW уже почти десять лет конкурируют по цене с Prioraми, а более дешевые модели имеют такую легендарную историю обслуживания, что по сравнению с ними книга Стивена Кинга покажется детской сказкой. Однако шансы найти автомобиль с оригинальной краской невелики, и они возрастают, если смотреть на юг. Но это наверняка будет дорого, поскольку это поколение неподкупных «пятичастников» ценится везде. Более того, он должен был быть целым, что в то время казалось BMW чем-то из области научной фантастики.
Если вы хотите достичь высочайшего уровня сложности и вам нужна аутентичность, поскольку вы хотите оценить заводскую версию автомобиля, то для начала вам нужно стать профессионалом в E39 или знать, где ее можно получить. Потому что для Е39 «честная» машина — это та, у которой нет китайских М-ноздрей, бамперы примерно соответствуют комплектации, двери заводские, а молдинги, фары, зеркала и все остальные элементы также соответствуют VIN-номеру, и среднестатистический владелец не обратит на это внимания. Уровень заводской настройки этой модели позволяет создать настоящего Франкенштейна, причем «посторонние» даже не поймут, что не так с автомобилем.
Что ж, если при покупке вы стараетесь найти хотя бы одну E39 в рамках минимального бюджета, то простого, но тщательного внешнего осмотра будет достаточно.
Дверные пороги и арки первыми подвергаются повреждениям, и проблемы с ними очевидны, поэтому вы вряд ли пропустите какую-либо очевидную неполадку в этой области. Но полезно проверить это пальцами и толщиномером, чтобы увидеть, как и кто это исправил. Менее распространенной, но все же распространенной проблемой является коррозия на крышке багажника, краях капота, дверях и рамах ветрового стекла. Если присмотреться, то можно заметить, что у большинства автомобилей уже имеются некоторые дефекты в этих областях. Попадание воды в дверь и признаки протечки в проеме также являются довольно распространенными проблемами. Лучше всего обнаружить эти проблемы на этапе внешнего осмотра. В то же время дефекты рамки лобового стекла и крыши — это уже достаточно дорогостоящие проблемы, поэтому если техническое состояние автомобиля среднее, а комплектация не уникальная, то имеет смысл отказаться от такой покупки на этом этапе. Но если внутренние швы еще не расцвели, замена элементов подвески или порогов и чистка дверных отливов антисептиком — это не страшное дело, а типичная проблема, которую можно решить за деньги. Задние арки, нижняя часть задних крыльев и задний бампер гниют и не требуют специального ремонта. Легче найти более живые экземпляры, если только вы не сварщик с ловкими руками и большим количеством свободного времени.
В целом, незначительная коррозия на передней кромке капота и углах передних крыльев, а также «брызги» ржавчины вдоль задних арок и порогов, повреждения кромок дверей и крышки багажника — вот уровень, который отделяет средний автомобиль от отличного. Небольшое количество ржавчины в этих местах говорит о том, что это не коллекционный экземпляр, но ее наличие не должно вас пугать. Если видимых следов коррозии нет, но слой шпатлевки указывает на то, что когда-то проводилась реставрация, и реставрация была не очень высокого качества, то перед вами типичный «б/у» экземпляр.
Кстати, для ремонта E39 до сих пор можно найти «обрезки» из Японии в хорошем состоянии. Таким образом, восстановить автомобиль можно практически в любом состоянии, если только правильная чашка и ее окружение живы, и вы не боитесь проводить осмотр. Однако, учитывая обширную документацию по E39, эксперты могут легко обнаружить, что половина автомобиля была сварена не заводским способом, и это можно обнаружить даже по косвенным логотипам, наклейкам и остаткам проводки, номерам на стеклах и другим незначительным различиям. На самом деле, при покупке вам не помешает проверить и сравнить все имеющиеся номера и определить, к какой комплектации относятся сохраненные элементы салона и кузова. В противном случае за вас это может сделать судебно-медицинский эксперт.
Снизу
На самом деле, самые слабые места E39 — это днище и пороги. Осмотр автомобиля на подъемнике — обязательная часть любой серьезной покупки. Стоит иметь под рукой зеркало и селфи-палку для смартфона, когда вы хотите быстро проверить, что происходит под ним. Обязательно проверьте пороги, домкрат, днище кузова, внутренние арки, запасное колесо и аккумуляторную батарею. Для E39 ключевым моментом является проверка сварных швов под капотом: эти машины были «криминальными» практически весь период выпуска, и легко наткнуться на неприятный сюрприз, особенно если купить машину в регионах и поставить на учет в Москве.
В этом случае загнутая вверх чашка амортизатора может быть только следствием перегрузки подвески: на кронштейне имеется направляющая, которая фиксирует правильное положение амортизатора, и если она на месте, это означает, что амортизатор находится в заводском положении и геометрия подвески не нарушена. Стоит хотя бы проверить ковер, потому что если он мокрый, вам придется провести много незабываемых часов, возясь с проводами и переваривая днище, а также вы можете обнаружить следы прошлых ремонтов кузова.
Если вы тратите много денег на автомобиль, хорошей идеей будет снять салон вместе с ковровым покрытием. Учитывая нынешнее оформление пазов пола вдоль дверей и порогов, здесь определенно есть на что посмотреть, и даже ради примера можно составить план работ, который обойдется в десять-две тысячи рублей. Также проверьте состояние пускового кабеля питания. В старых автомобилях необходимо следить не только за состоянием пластикового адаптера в ноге водителя, но и за местом выхода кабелей из салона — пластиковый изолирующий колпачок там со временем часто разваливается, а короткие кабели, идущие к стартеру и блоку предохранителей, также могут быть повреждены. Также стоит проверить внутреннюю проводку в салоне: за двадцать лет она утратила свою остроту и перетерлась из-за неудачной внутренней арматуры.
Даже простой осмотр педали газа может вызвать душевные страдания. В конце концов, это напольный предмет, сделанный из пластика, и со временем он сломается. Не удивляйтесь, если вы обнаружите там крашеные мебельные петли, проволочные петли и другие народные узоры, а также ржавчину под ковром. Новые оригинальные или напечатанные на 3D-принтере педали — предмет гордости для владельца. Использование электрической педали вместо механической — повод тщательно оценить оборудование и еще раз подумать, не имеет ли место совершение преступления. В то же время крепления педалей позволяют влаге проникать под ковер, а половицы под водителем обычно подвергаются наибольшему окислению. Здесь было повреждено напольное покрытие у оснований, а подоконники были наиболее подвержены коррозии в местах стыковки пола и внутренних выступов арматуры.
Оборудование кузова
В старых автомобилях ломается все: от креплений бампера до стекол, поэтому нет смысла утверждать, что качество E39 неудовлетворительное. Эти автомобили довольно старые, с огромным пробегом, значительная часть из них не обслуживалась должным образом, и никто не жаловался на них, пока им не исполнилось 15 лет.
Субъективно говоря, если «венок» на панели приборов не загорается, все замки работают исправно и проблем с освещением нет, то жаловаться на машину нет смысла. Здесь вообще все устроено очень надежно, что касается машин и прочего оборудования. Да, вы можете видеть, как люди жалуются на замки, которые заедают и не открываются ключом, но этим автомобилям уже 20 лет, и замки, возможно, не смазывались в течение 15 лет или полностью изношены. В то же время существуют очень подробные руководства, рассказывающие, как и что ремонтировать, если вы имеете к этому отношение — практически для каждого важного элемента, от внутренних дверных ручек до каждого типа фар, стеклоподъемников, петель или стопоров, установленных на автомобиле. Также имеются в наличии запасные части: можно приобрести новые тросы стеклоподъемников с роликами и направляющими, а также блоки кнопок запирания, как новые, так и в достаточно хорошем состоянии. Опять же, можно купить новые фары, но ремонт старых более логичный, тем более, что можно купить новые стекла и уплотнители. Регуляторы уровня ремня безопасности доступны для обслуживания. Как правило, почти каждая единица оборудования заменяется или ремонтируется в соответствии с подробными инструкциями. Конечно, настоящие ценители знают, какие детали невозможно купить ни за какие деньги, а какие детали нужно беречь, но если вы не коллекционер, вы не можете этого знать и спокойно покупать китайские заменители всех мелких деталей. Эта машина не станет предметом коллекционирования, но и развалиной она не станет. Даже при использовании китайских запчастей техническое обслуживание все равно требует постоянных капиталовложений, особенно в первые несколько лет и если автомобиль был куплен в том же «типичном» состоянии.
При осмотре обращайте внимание на состояние направляющих фар, особенно на модернизированных автомобилях. Если отражатель ослаблен, необходимо отремонтировать или заменить всю фару. В прошлом оптика массово заменялась на переработанную, а кронштейны задних фонарей у автомобилей до и после переделки были совершенно разными, из-за чего уровень самодельных доработок превзошел ожидания, а герметичность багажника пострадала. Корпус салонного фильтра спроектирован крайне неудачно, что является явным инженерным просчетом, о чем свидетельствует тот факт, что конструкция несколько раз менялась в ходе производства модели. Хорошие хостеры обычно устанавливают последнюю версию бокса. Подогреваемые форсунки стеклоомывателя иногда могут перегореть, и перфекционисты могут заменить их в профилактических целях. Чтобы получить доступ к мотору мойки, необходимо снять заклепки, удерживающие крыло в правой арке — это заслуга конструкции. Дверные ручки легко ломаются, заедают и скрипят (кстати, здесь можно установить ручки с подсветкой от E38). Протечки дверей из-за отслоения внутренней мембраны на первый взгляд могут показаться интересной проблемой, но на самом деле это доставляет массу трудностей владельцам старых автомобилей.
Салон
Идеальная среди автомобилей того же класса шумоизоляция, которой позавидовал бы даже Mercedes-Benz W210/W211, в сочетании с «баварской» эргономикой и хорошим оснащением завоевали автомобилю большое количество поклонников. Выбор материалов для интерьера интересен: кожа с уникальной шероховатостью, высококачественный пластик и ткани — все это прекрасно передает образ. То же самое можно сказать и о откидывающихся сиденьях и некоторых высокотехнологичных опциях конца XIX века, которые произвели впечатление на первых владельцев. Сегодня это великолепие померкло со временем, взгляд приковывают выгоревшие пиксели и безвкусные попытки что-то улучшить, установить что-то более новое и блестящее. Но в целом можно сказать, что интерьер не испортился: теперь отчетливее ощущается, насколько он изыскан и насколько все выверено, от усилия нажатия кнопок до звука работы механизма.
Правда, не все в салоне устраивает: например, климат-контроль может разочаровать. Эта довольно сложная система требует регулярного контроля клапана отопителя, очистки радиатора и проверки наличия воздуха в системе охлаждения. Кроме того, сами климат-контроли часто выходили из строя. И к сожалению, существует множество его различных версий, при этом прошивка внутри не обновляется и не меняется, а алгоритм работы блоков может отличаться. Но поскольку неисправности устройств обычно вызваны трещинами в печатных платах, не все так плохо, и ремонт возможен.
Вентиляторы климат-контроля на этом поколении «пятерки» не самые надежные. А системы кондиционирования воздуха считаются ненадежными и подверженными утечкам. Это может быть правдой, а может быть, просто система охлаждения автомобиля обслуживается слишком часто.
Электрика
Владельцы по-прежнему жалуются на множество проблем с электрической системой E39. Особую обеспокоенность вызывали две системы: неисправная АБС, которая оказалась не особенно надежной, и многочисленные проблемы с электрическим вентилятором системы охлаждения/кондиционирования воздуха. Кроме того, оба были несколько раз модернизированы в ходе производства модели. В целом, ABS можно использовать для отслеживания развития систем Bosch с начала 2000-х годов со всеми типичными проблемами сбоя платы и насоса, в то время как вентилятор можно использовать для понимания логики перехода от систем пуска с сопротивлением к опциям широтно-импульсной модуляции на самом двигателе. Мы уже упоминали выше о проводке аккумулятора и о пожарном генераторе на аккумуляторе. Качество дверных линий, особенно гофры и различных кнопочных блоков, можно оценить как не очень высокое. В этих автомобилях окисленные контакты и оборванные провода были обычным явлением еще в молодом возрасте, и это не исчезло и сейчас. Но для электрооборудования, как и для кузовного оборудования, к каждому агрегату прилагается очень подробное руководство по ремонту и новые расходные материалы для ремонта.
В течение первого десятилетия после запуска модели было много жалоб из-за трудностей в диагностике автомобиля. Но сейчас дилерские сканеры стали популярны, а уровень диагностики удовлетворительный, поэтому нет необходимости гадать или платить дилеру большую сумму за каждое подключение сканера. А уровень качества электрических компонентов в целом вполне приемлемый, особенно учитывая возраст автомобиля.
Промежуточный итог
BMW E39 «Пятёрка» — яркий пример того, что легенда всегда немного глубже того, что пересказывают в гараже. Прочный кузов не прослужит долго без тщательного ухода и обслуживания, даже качественные элементы интерьера со временем изнашиваются, а многие мелкие проблемы связаны не с качеством самого автомобиля, а с неутолимым желанием владельца к «улучшению» и экономии. Как все это влияет на подвеску, двигатель и трансмиссию? Можем ли мы ожидать, что тридцатилетний BMW будет дарить хотя бы малую толику того «подлинного» ощущения, за которое его хвалят на протяжении многих лет? Об этом мы узнаем во второй части материала о «пятерке» четвертого поколения.
- Хотите связаться со мной?