Эксперт Тимашов: Маркировка электронных устройств не помогает избежать искажений пробега
В России эксперимент по обязательной электронной маркировке автомобилей начнется 28 февраля 2025 года. Autonews.ru узнал у Минпромторга и экспертов, зачем это нужно и чего ожидать автовладельцам
фото: algre/Shutterstock/FOTODOM
На портале законопроекта о федеральном нормативном праве появился проект постановления о введении обязательной маркировки автомобильных радиоэлектронных компонентов. Документ еще окончательно не принят, но вероятность крайне высока. Autonews.ru разбирался, чем определяется необходимость инноваций и какие последствия это будет иметь для автомобилистов.
В декабре 2024 года заместитель министра промышленности и торговли Екатерина Приезжева впервые заявила на Антиконтрафактном форуме о желании Минпромторга расширить пилотную программу обязательной электронной маркировки автомобилей. В то время правительство уже работало над проектом постановления, который проходил независимую антикоррупционную экспертизу. В пояснительной записке к документу указывается, что документом предлагается расширить перечень товаров, указанных в перечне отдельных видов радиоэлектронной продукции, подлежащих маркировке средствами идентификации в рамках испытаний, добавив следующие автомобильные детали:
- Таксометр;
- счетчик революций;
- спидометр и тахометр;
- Расстояние указано в милях.
Первоначально проект был запущен 28 февраля и должен был продлиться до 31 августа 2025 года, однако Минпромторг предложил продлить его до 31 мая 2026 года.
Зачем нужна маркировка
Главный вопрос, который поднимает грядущее нововведение: зачем нужна маркировка? Если другие детали автомобиля часто подделывают и вероятность их приобретения высока, то ситуация с тахометром и спидометром на первый взгляд кажется абсурдной. Во-первых, такую продукцию граждане редко покупают и заменяют, а во-вторых, желания подделывать этот товар практически нет: нет спроса – нет предложения. Автопроизводители закупают спидометры и тахометры оптом у проверенных поставщиков, поэтому ни на конвейере, ни в готовых автомобилях не бывает подделок.
В ответ на запрос «Автомобильных новостей» в пресс-службе Минпромторга сообщили: «Включение автомобильной электроники в проводимые эксперименты по маркировке отдельных видов радиоэлектронной продукции средствами идентификации имеет поддержку отрасли.
В министерстве пояснили, что соответствующий проект постановления «является частью системной работы по разработке системы маркировки средствами идентификации для радиоэлектронной промышленности с целью борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции и разработки инструментов надзора за отраслью».
Фото: Nordroden/Shutterstock/FOTODOM
Увеличится ли стоимость деталей
Оператором информационной системы, используемой в экспериментальных целях, станет ООО «Оператор-ЦРПТ», а код маркировки в рамках эксперимента будет бесплатно распространяться среди участников. Кроме того, все необходимое оборудование будет бесплатно предоставлено оператором и его технологическими партнерами на период тестирования. В министерстве пояснили необходимость проведения экспериментов с целью разработки лучших методов маркировки продукции и работы участников рынка по информационным системам маркировки.
Однако по окончании эксперимента этикетки перестанут быть бесплатными и неизбежно повлияют на стоимость товара, как и другие компоненты, требующие обязательной маркировки.
Что думают участники рынка
Татьяна Овчинникова, директор франчайзинговой сети автомастерских «ФИТ Сервис», считает, что эффект от обязательной маркировки станет очевиден осенью 2025 года, когда она распространится на большое количество автозапчастей. По ее словам, это может даже повлиять на весь рынок. Влияние маркировки на сферу электронных компонентов станет очевидным позже.
«Некоторые фабрики маркируют свой товар самостоятельно, поэтому никаких изменений в сроках поставки не будет. Другие производители не будут наносить на свою продукцию логотип «Знак честности», это должен делать дилер. Поэтому при получении стоимость товара будет увеличиваться по мере увеличения каждую позицию придется маркировать, что также повлияет на сроки начисления заработной платы желающим это сделать. Все это в совокупности повлияет на увеличение стоимости товара и увеличение времени его реализации», — отметила Овчинникова.
В группе компаний «АвтоСпецЦентр» обязательную маркировку автомобильной электроники называют мерой защиты автовладельцев от некачественных запчастей и способом снижения количества аварий, отмечая, что количество контрафакта в этой категории несколько уменьшится: «Производство сами производители заинтересованы в надежности деталей, поэтому доля некачественной электроники остается небольшой».
Фото: Дэвид Янчик/Shutterstock/FOTODOM
«Перечень товаров, подлежащих маркировке, постоянно расширяется. Вполне логично добавить в перечень обязательной маркировки радиоэлектронные компоненты. Целью этого является борьба с контрафактом и защита потребителей, директор сервисного центра «Автодом» Роман». Тимашов пояснил Autonews.
Эксперт говорит, что для крупных игроков автомобильного рынка ничего не изменится, поскольку продавцы уже знакомы с процедурами использования маркировки и примерами продажи шин.
Что будет со скрученными пробегами
Но эксперименты по маркировке автомобильной электроники не имеют ничего общего с борьбой со снижением стоимости пробега: по аналогии с утильными покрышками маркировать утиль радиоэлектроники не нужно.
Роман Тимашов подчеркнул: «Корректировка пробега осуществляется в процессе эксплуатации, а товарная маркировка – в процессе реализации». Он отметил, что в любом случае стоимость товара увеличится из-за сокращения предложения на рынке», и при этом стоимость товара тоже вырастет. Сократите количество контрафактной продукции.
В АвтоСпецЦентре также отмечают, что отметка пока распространяется только на новые электронные системы, мерой по предотвращению превышения пробега она не считается.
Также читайте:
- Рост цен и подделка. Дефицит оригинальных запчастей в России
- Сколько поддельных запчастей и масел в России? как они продаются
- Аксессуары для иномарок неожиданно подешевели, а для Лады подорожали
- Аналитики назвали четыре сценария развития ситуации с автозапчастями в России
- Хотите связаться со мной?