В Минпромторге выявили, что переработанные средства пошли на покупку автомобилей
Как изменится авторынок, как власти помогут водителям и снизится ли стоимость автомобилей в будущем – Autonews.ru находит ответы на главные вопросы российских автомобилистов о повышении утилизационного сбора
Фото: Булкин Сергей/news.ru/Global Look Press
В России налог на утилизацию автомобилей проиндексируют с 1 октября 2024 года. Этот шаг правительства вызвал бурные дискуссии в автомобильной промышленности.
Autonews.ru решил помочь узнать об этом нововведении, предложив автолюбителям задавать вопросы об увеличении количества лома в нашем Telegram-канале. Самые актуальные вопросы мы адресовали Минпромторгу и профильным экспертам. Что ж, они спрашивают, а мы отвечаем.
- Как утильсбор повлияет на стоимость автомобилей?
- На какие расходы идет утильсбор?
- Какие меры принимает государство, дабы повысить доступность новых автомобилей?
- Сколько автомобилей в реальности утилизируются?
- Почему для одной и той же модели авто с разным объемом двигателя разная ставка?
- Когда китайские производители локализуются в России, следует ли ожидать снижения цены согласно утильсбору?
- Где и в каких регионах построены заводы по утилизации, какая у них экономика на выходе?
Как утильсбор повлияет на стоимость автомобилей?
В Минпромторге поспешили заверить водителей, что индексация утилизационного сбора не отразится на стоимости автомобилей отечественного производства, поскольку местные российские производители имеют доступ к ряду мер господдержки.
в интервью «Автомобильным новостям» в министерстве подчеркнули: «Чем выше степень локализации автомобиля (в том числе в случае, когда иностранные производители планируют организовать производство в России), тем больше влияние затрат на утилизацию за счет получения промышленных субсидий» по своей конечной стоимости небольшая.» .ru.
Между тем вице-президент Национальной автомобильной федерации Антон Шапарин придерживается иной точки зрения. По его словам, повышение платы за утилизацию обязательно приведет к росту цен на импортные автомобили.
«Сбор вторсырья является важным фактором инфляции. Именно поэтому, особенно тем автопроизводителям, которые производят автомобили непосредственно в нашей стране, придется повышать цены», — сказал эксперт.
Фото: MIT Russia/Global Look Press
На какие расходы идет утильсбор?
В Минпромторге Autonews.ru сообщили: «Доходы от утилизационного сбора являются доходами федерального бюджета. Многие программы государственной поддержки, в том числе промышленных предприятий, финансируются из федерального бюджета».
Однако в ведомстве не уточнили, кто и в каком объеме получает эту помощь.
Российская ассоциация автомобильных дилеров (РОАД) заявила, что не знает, куда пошли деньги от утилизируемых сборов. В организации также подчеркнули, что очень хотят получить более точный ответ от властей по этому вопросу.
Какие меры принимает государство, дабы повысить доступность новых автомобилей?
Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов напомнил, что в России сейчас действует программа льготного кредитования. Это одна из основных мер по стимулированию внутреннего спроса. Недавно программа была продлена до 2026 года, добавил он.
В самом Минпромторге уверены в «мерах по стимулированию спроса, в частности увеличении поставок новых автомобилей гражданам и бизнесу».
«В 2024 году по поручению первого вице-премьера Дениса Мантурова на программу льготного автокредитования выделено дополнительно 6,5 млрд рублей (ранее было выделено 17,3 млрд руб.), а на программу льготного лизинга — еще 8 млрд руб. (ранее было выделено 17,3 млрд руб.) выделили 9 млрд руб.), — рассказали Autonews.ru в министерстве.
В Минпромторге заключили: «Государственная поддержка, доступная отечественным автомобильным компаниям, включает в себя: субсидии на НИОКР, субсидирование затрат на восстановление, льготные кредиты от фондов промышленного развития, кластерные инвестиционные платформы и планы стимулирования спроса.
Фото: Булкин Сергей/news.ru/Global Look Press
Сколько автомобилей в реальности утилизируются?
По подсчетам Тузова, ежегодно в России утилизируют около 20 тысяч автомобилей, а норматив составляет 6% от объема рынка, то есть около 3 млн машин.
«Однако сейчас отечественный автопром производит не так много — по состоянию на конец прошлого года общий объем производства всех типов автомобилей составил 720 тысяч машин», — рассказал Autonews.ru эксперт.
В России утилизировать транспортные средства можно с помощью лицензии Росприроднадзора или многих организаций, уполномоченных Минпромторгом.
Дополнительные данные в интервью Autonews.ru предоставила руководитель отдела работы представительства легковых автомобилей Alfa Rental Group Анастасия Байбароша. По ее словам, ежегодно из эксплуатации выводится около 400 тысяч транспортных средств (легковых, грузовых автомобилей, спецтехники и автобусов). При этом она подчеркнула, что не все отправляется в измельчитель, а разбирается по-разному для разных целей.
«Если считать утилизацией старые автомобили, вышедшие из строя автомобили и разобранные запчасти, то все списанные автомобили можно считать утилизацией», — пояснил Байбароша.
Фото: Николай Титов/Global Look Press
Почему для одной и той же модели авто с разным объемом двигателя разная ставка?
Примечательно, что Байбароша заявил, что странно, что одна и та же машина имеет разные показатели утилизации. При этом, добавила она, «парадокса» на самом деле не возникает: основная причина в том, что в сфере пассажирского транспорта сегодня почти нет автомобилей с двигателем объемом более 2 литров.
«Даже большой кроссовер Changan CS95 оснащен 2,0-литровым двигателем. Tank 500 помимо 3,0-литрового двигателя оснащен 2,0-литровым двигателем, хотя он является частью гибридного агрегата и подлежит отдельной проверке. Плата за утилизацию фактически на всех новых автомобилях будет соответствовать ценам на 1-2-литровые автомобили, и в рамках конкретной модели она не превысит эти пределы», — заключил эксперт.
Дмитрий Ольховский, генеральный директор компании «Группа Автодом», рассказал, что разные нормы утилизации одного и того же автомобиля и разных объемов двигателей связаны с логикой стандартов утилизации.
«Нам необходимо смотреть на всю проблему комплексно. Я думаю, что на нее влияют не только разные объемы двигателей, но и множество других факторов, таких как объем продаж бренда с таким объемом двигателя», — отметил он.
Фото: БЕЛЛ КА ПАНГ/Shutterstock/FOTODOM
Когда китайские производители локализуются в России, следует ли ожидать снижения цены согласно утильсбору?
Ольховский признал, что автомобили, произведенные в России компаниями с локализованными деталями, могут стоить дешевле, чем аналогичные модели, импортированные из других стран. Но он подчеркнул, что в этой сфере предстоит еще много работы, и многие задачи еще требуют помощи государства.
«Ожидается, что локализация будет достигнута в течение 3-4 лет, по крайней мере, по ключевым компонентам», — прогнозируют эксперты.
В то же время автомобильный эксперт Тузов отметил, что китайские автопроизводители на данный момент не планируют локализовать производство в России. По его словам, это определяется политикой Китая. Китай не поддерживает инвестиции автомобильной промышленности в строительство заводов за рубежом. Поэтому эксперты убеждены, что цены на китайские автомобили в краткосрочной перспективе не снизятся.
«Локализация производства китайских автомобилей в России, скорее всего, будет способствовать росту их цен, а с индексацией затрат на утилизацию цены также вырастут, но сейчас в Россию поставляются только крупные детали и готовые автомобили», — пояснил Тузов.
Пока лишь немногие из 40 представленных на рынке китайских брендов производятся в России. В их число входят Haval (завод в Тульской области выпускает только F7, Jolion и Dargo), а также Kaiyi, BAIC, SWV, Foton, Jiangling, Forthing, Dongfeng Xiaokang и Jietu (Калининградский «Автотор»). Другие производители еще не объявили о подобных планах.
Когда речь идет о ценах на китайские автомобили, не локализованные в России, Байбаросса в качестве примера приводит Chery Tiggo 4. По ее словам, сейчас автомобиль без скидок стоит 2,12 миллиона рублей, а к Новому году его продадут за 2,37 миллиона рублей. Кроме того, через 5 лет стоимость этой модели вырастет до 2 986 000 рублей (без учета инфляции).
«Для локализованных моделей плата за утилизацию будет компенсирована, а их стоимость (теоретически) останется прежней», — добавил Байбароса
Где и в каких регионах построены заводы по утилизации, какая у них экономика на выходе?
Соответствующие эксперты не могут ответить на этот вопрос. Минпромторг предлагает уточнить эту информацию в Росприроднадзоре. Однако в ведомстве также заявили, что «этот вопрос выходит за рамки их компетенции». Autonews.ru направил запрос в Минфин, но к моменту публикации материала ответа не получил.
- Хотите связаться со мной?