ЗИЛ-4105 («Бронекапсула») — бронированный автомобиль представительского класса: описание, технические характеристики

Статьи

ЗИЛ-4105 («Бронекапсула») — бронированный автомобиль бизнес-класса: описание, технические характеристики

После войны пассажирское отделение завода имени Сталина самостоятельно разработало и выпустило бронированный вариант автомобиля ЗИС-110. Затем наступило затишье в производстве такой бронетехники. В этот период времени руководители СССР использовали обычные лимузины с закрытым и открытым кузовом. Толчком к разработке бронированного лимузина послужила попытка в январе 1969 года Л.И. Брежнева. Вскоре после этого случая завод ЗИЛ получил заказ на разработку бронированной версии базового лимузина.

Разработка бронекапсулы

Разработка и создание бронекапсулы для лимузина оказались чрезвычайно трудоемкими. По плану машины должны были быть готовы к концу 1982 года, но реально машины были готовы только через год.

ЗИЛ-4105 («Бронекапсула») — бронированный автомобиль бизнес-класса: описание, технические характеристики

Автомобили получили обозначение ЗИЛ-4105 и были построены с использованием элементов внешнего облика лимузина 4104. Для таких автомобилей часто используется понятие «лимузин со скрытым бронированием».

Конструкция кузова

При разработке машины конструкторы использовали ряд оригинальных решений. Существовавшая на тот момент в мире концепция предусматривала установку листов бронирования под стандартный кузов. При всех своих преимуществах такая схема бронирования достаточно уязвима для пуль стрелкового оружия.

Специалисты завода ЗИЛ предложили совершенно иную конструкцию бронекорпуса. Основой отечественной схемы стала сварная бронекапсула из тонких листов стали 68ХГСЛМН. Вокруг этой транспортной капсулы был построен кузов автомобиля из стандартных панелей кузова лимузина. Благодаря такой конструкции удалось обеспечить малую массу автомобиля — в пределах 5250 кг. Но производство капсул было очень трудоемким процессом из-за сложных технологий с большим объемом ручной работы. По современным оценкам, стоимость изготовления такой машины составила бы около 600 тысяч долларов США. Одна из уцелевших машин выставлена ​​на продажу за 62 миллиона рублей, а другая машина выставлена ​​на продажу уже за 27 миллионов рублей.

Читайте также:  Audi A4 III на вторичке: секретная ржавчина на днище, неубиваемый салон и капризные светодиоды

ЗИЛ-4105 («Бронекапсула») — бронированный автомобиль бизнес-класса: описание, технические характеристики

Бронекапсулы для ЗИЛ-4105 изготавливались по индивидуальному заказу на машиностроительном заводе в Кургане. Выбор места для изготовления капсул был очевиден: Курганский завод много лет занимается разработкой, сборкой и ремонтом корпусов легкой бронетехники. Всего с 1982 по 1987 год было изготовлено 25 капсул.

Защита пассажиров

Бронированный автомобиль повышенной комфортности ЗИЛ-4105 был защищен стальными листами толщиной от 4 до 10 мм. Стыки проемных панелей были выполнены ступенчатыми, что не позволяло пулям и брызгам свинца проникать в кабину. Бронированное стекло лобового стекла имело толщину 43 мм, все остальные стекла — 47 мм. Окна всех дверей были исправлены. Благодаря конструкции автомобиль имел очень низкий центр тяжести. Из-за этого лимузин в движении практически невозможно перевернуть.

ЗИЛ-4105 («Бронекапсула») — бронированный автомобиль бизнес-класса: описание, технические характеристики

Топливный бак имел протектор, не позволявший топливу вытекать при повреждении. Благодаря этому решению, заимствованному из авиации, удалось обеспечить высокую пожаробезопасность лимузина. Разработкой и производством баков емкостью 120 литров занимался специализированный НИИ Стали.

В ходе испытаний прототипы ЗИЛ-4105 подверглись обстрелу из различных видов стрелкового оружия, в том числе из крупнокалиберных снайперских винтовок. Прочность крыши и днища проверялась подрывом гранаты. Конструкция машины успешно прошла испытания. Машина была оснащена шинами особой конструкции, что позволяло при выстреле продолжать движение с высокой скоростью. Автомобили оснащались выносным микрофоном-динамиком в бардачке и в подлокотнике заднего сиденья (справа вместе с панелью управления кондиционером).

ЗИЛ-4105 («Бронекапсула») — бронированный автомобиль бизнес-класса: описание, технические характеристики

Интересно отметить, что параллельно по той же программе проходил испытания бронированный лимузин Cadillac, также достаточно успешно прошедший цикл испытаний. Но параметры защиты и общие характеристики ЗИЛ-4105 оказались заметно выше, чем у зарубежного аналога.

Модификации машины

Несмотря на мелкосерийность производства, было несколько типов бронированных лимузинов:

  • ЗИЛ-4105 на базе кузовных панелей ЗИЛ-4104. Для испытаний было собрано несколько прототипов.
  • ЗИЛ-41051 на базе кузовных панелей ЗИЛ-41045, с измененным лобовым оперением кузова. Всего было построено около 10 экземпляров.
  • ЗИЛ-41052 на базе кузовных панелей ЗИЛ-41047.
Читайте также:  Открыт предзаказ на супербезопасный трицикл Nimbus One

Все построенные машины активно эксплуатировались главными руководителями СССР и России.

Двигатель лимузина

Силовая установка бронированных лимузинов не отличалась от стандартной версии. На всех автомобилях применялся восьмицилиндровый карбюраторный двигатель модели 4104. Двигатель имел рабочий объем почти 7,7 л и развивал мощность до 315 л.с. Двигатель оснащался малошумным цепным приводом распределительных валов и гидравлическими компенсаторами зазоров в газораспределительном механизме. Двигатель был не очень экономичным: минимально возможный расход топлива составлял около 22 литров.

ЗИЛ-4105 («Бронекапсула») — бронированный автомобиль бизнес-класса: описание, технические характеристики

В конструкции поршней двигателя были специальные утолщения, которые помогали предотвратить детонацию. Для поддержания температуры масла использовались два радиатора. При этом один из радиаторов мог использоваться для подогрева масла при запуске холодного двигателя. Интересной особенностью двигателя был волнорез в масляном поддоне. Помогает уменьшить пенообразование масла и подверженность скоплению масла на высоких скоростях.

Для повышения надежности двигатель оснастили дублированной системой зажигания. Аварийное зажигание включалось тумблером с места водителя. При включении этого режима на все свечи одновременно подавалось высокое напряжение, что позволяло быстро запустить заглохший двигатель.

Трансмиссия

Автомобили комплектовались традиционной для лимузинов ЗИЛ трехступенчатой ​​автоматической коробкой передач. Последняя модель коробки ГМП-4105 имела фиксированные положения на первой или второй передаче, что помогало преодолевать сложные участки дороги.

Между коробкой и задним мостом находился карданный вал, состоявший из двух звеньев. Из-за большой длины вал имел дополнительную опору.

Комфорт в салоне

Описание ЗИЛ-4105 будет неполным без упоминания особенностей внутреннего оснащения. Бронированный каркас несколько изменил теплоотдачу элементов кузова, поэтому в конструкцию системы отопления были включены ТЭНы повышенной мощности. Первый воздушный отопитель располагался на обычном месте под панелью приборов, второй — за спинкой заднего сиденья. Это было единственное отличие бронированной версии. Система кондиционирования не изменилась.

Читайте также:  Машины с большим багажником: список и фото

ЗИЛ-4105 («Бронекапсула») — бронированный автомобиль бизнес-класса: описание, технические характеристики

Остальные элементы интерьера остались без изменений. Место водителя было отделено от салона стеклянной перегородкой, оснащенной электроприводом. Сзади располагался двухместный диван и два дополнительных откидных сиденья. На боковых подлокотниках заднего дивана располагались пульты управления аудиосистемой (справа) и системой микроклимата (слева). Аудиосистема произведена заводом «Радиотехника» в Прибалтике. Система включала в себя приемник, кассетный проигрыватель и пульт дистанционного управления.

Для покрытия пола использовался натуральный ковер, а для обивки задних сидений импортный мохер. Все двери автомобиля имели принудительный замок, приводимый в действие вакуумным насосом.

Василий Штормин
Главный редактор , wekauto.ru
Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.
Оцените статью
WekAuto.ru
Добавить комментарий