Зачем узаконили «откат» безопасности

Статьи

Зачем узаконили «откат» безопасности

Правительство России почти год радикально смягчило сертификационные требования практически ко всем типам колесной техники.

Соответствующий Указ (№855) опубликован на портале правовой информации. Документ содержит подробный перечень нормативных документов, которым должны соответствовать колесные транспортные средства, эксплуатируемые в России. Пересчитывать все 67 страниц смысла нет — там огромное количество моментов, практически не влияющих на потребительские качества. Но вот главное: как минимум до февраля 2023 года отечественный автопром может выпускать автомобили по экологическим нормам четвертьвековой давности, а их безопасность приемлема на уровне чуть ли не середины прошлого века.

В качестве допустимых нормативных документов указаны экологические стандарты от «Евро-0» до «Евро-5». То есть производители могут выбирать между собой те, которые соответствуют текущим технологическим возможностям компании. Это не значит, что национальные бренды обязательно перейдут на выпуск автомобилей с допотопными карбюраторными или дизельными двигателями, для которых копоти больше, чем полезной работы. Однако сам факт таких уступок настораживает.

Да, во-первых, компании не могут остановить производство из-за серьезных нарушений в цепочках поставок. Если какие-то комплектующие, отвечающие за экологичность и экономичность агрегатов, будут недоступны из-за санкций, на конвейер будут поставлены «более простые» аналоги. Компании сохраняют рабочие места, производство продолжается, экономика работает. Однако с современного двигателя невозможно просто убрать, например, систему рециркуляции отработавших газов, электронный впрыск или установить менее совершенный блок управления двигателем. Вся конструкция должна пройти некоторую адаптацию к изменениям в производственных процедурах.

Результатом станут автомобили с ухудшенной топливной экономичностью и выбросом в атмосферу гораздо большего количества вредных микрочастиц. Российское природоохранное законодательство и так было очень либеральным по сравнению с европейским законодательством, а сейчас оно, по сути, ушло на 30 лет назад. Стандарты Евро-0 перестали действовать в Европе, США и Японии с 1992 года. И дело не столько в пресловутых выбросах углекислого газа. Как мы уже не раз подробно рассказывали, автомобили ответственны за почти треть микрочастиц в воздухе (а в городах и того больше). А загрязнение PM2,5 ежегодно уносит тысячи жизней, приводя к хроническим заболеваниям сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Читайте также:  Выпускной экзамен: сможешь ли ты угадать автомобиль по его выхлопной системе?

С точки зрения безопасности ситуация намного серьезнее. Утвержденные правительством льготы фактически позволяют автомобилям ездить по российским дорогам без преднатяжителей ремней безопасности, подушек безопасности, активных систем, таких как ABS, ESP и других помощников водителя. Кроме того, остается единственный обязательный для сертификации краш-тест: столкновение с бетонным блоком с полным перекрытием лобовой проекции. Гораздо более информативные и реалистичные столкновения с частичным перекрытием больше не требуются. Практически любой опытный автомобилист прекрасно представляет, к чему это может привести: еще в середине 2000-х на каждом втором посту ГИБДД вдоль трасс регулярно находили свежие куски металла».

Пока Указ №855 действует до 1 февраля 2023 года, но вполне может быть продлен. Проблема в пресловутом импортозамещении. Автомобильные детали, отвечающие за системы безопасности и улучшенную топливную экономичность, наряду с экологичностью, почти все являются продуктами микроэлектроники. Так что проблемы в России есть и решить их поставками из Поднебесной не всегда получается. Получается, что у отечественных автомобилистов есть все шансы заплатить жизнью за политику, если кризис затянется.

Зачем узаконили «откат» безопасности

Василий Штормин
Главный редактор , wekauto.ru
Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.
Оцените статью
WekAuto.ru
Добавить комментарий