Доброго времени суток! С вами канал ХИМИЯ вокруг! 👨🔬Материалы для данной статьи подготовлены журналистами научно-популярного журнала ALL Химия!🧪⚗
В первой части нашей статьи про ОЖ, которая находится ЗДЕСЬ, вы могли узнать историю создания ОЖ, тонкости ее состава и производства.
При выборе "незамерзайки" (ОЖ — охлаждающая жидкость) стоит обращать внимание на один важный параметр – состав присадок.
Первые из них – антикоррозионные – стали использовать приблизительно с 1939 года для подавления отрицательного воздействия этиленгликоля на цветные металлы.
Сейчас ОЖ делятся на три типа: 🙄
- традиционную на основе солей неорганических кислот (силикатов, нитритов, нитратов, аминов, боратов, фосфатов),
- карбоксилатную (ОАТ) на основе солей органических кислот, не содержащую нитритов,
- гибридную, которая является одной из разновидностей карбоксилатной.
Силикатные антифризы (как правило, окрашиваются в зеленый или синий цвет) имеют низкий срок эксплуатации – около 60 тыс. км и почти не используются в развитых странах. Их применение запрещено в большинстве зарубежных автомобилей: Ford, GM, Hyundai-KIA, Volvo, VW и других. 👀👆
Это связано с тем, что силикаты при нагревании и кипении создают слой накипи, постепенно снижая эффективность системы охлаждения за счет отложений. Хотя большинство антифризов, выпускаемых в России, по-прежнему относится к традиционному типу, а их применение в российских и китайских автомобилях пока не запрещено.
Гибридные антифризы имеют более длительный срок эксплуатации, а также более положительные характеристики. Но лучшими являются карбоксилатные антифризы (чаще всего красного цвета). Ингибиторы коррозии на основе органических кислот, входящие в карбоксилатный анти- фриз, образуют тонкий слой на поверхности системы охлаждения, адсорбируясь лишь в местах возникновения коррозии.
Лучшие образцы карбоксилатных антифризов, такие как Havoline XLC, Cool Stream Premium, Glysantine G30, AWM G12, DexCool, GlasElf Supra, Prestone, способны эксплуатироваться не менее 5 лет, с пробегами 250 тысяч км в легковых и 650 тысяч км в грузовых автомобилях. 👆
Более того, Ford дает им срок замены 10 лет, а GM-Opel – бессрочно (fill for life). 👍
C 2005–2006 годов карбоксилатные антифризы стали использовать российские автозаводы КАМАЗ, ЛиАЗ и АВТОВАЗ (с конца 2011 года на конвейер завода антифриз Sintec LUX-OEM, который ходит не менее 250 тысяч км, поставляет «Обнинскоргсинтез»).
На данный момент наиболее беспроигрышным вариантом для автовладельца станет ОЖ на основе этиленгликоля с карбоксилатными присадками без содержания метанола. На российском рынке наблюдается отрицательный тренд «вымывания» среднего сегмента охлаждающих жидкостей некачественным товаром с низкой стоимостью.
Однако экономить не стоит,🙄👆 так как покупка некачественного антифриза грозит серьезными проблемами для двигателя.
👉Это перегрев, который может повлечь деформацию деталей мотора или заклинивание поршней в цилиндрах.
👉Второй серьезной проблемой является коррозия. Разрушенный слой на стенках каналов радиатора и двигателя становится теплоизолятором, так как очаги коррозии обладают теплопроводностью в 50 раз меньше, чем сам металл. В результате двигатель перегревается.
Результаты исследований показывают, что некоторые жидкости, встречающиеся в продаже под названиями тосол или антифриз, вызывают коррозию алюминия в 30 раз больше стандартной, заставляют в 5–8 раз интенсивнее, чем положено, корродировать припой, в 3 раза быстрее вырабатывают свои свойства, что приводит к необходимости ежеквартальной замены жидкости в системе охлаждения.
При этом дешевые антифризы содержат элементы, которые в процессе эксплуатации выпадают в осадок. Твердые частички захватываются потоком жидкости и начинают работать как абразив, разрушая систему охлаждения двигателя изнутри.
В результате устаревшие присадки не защищают, а провоцируют образование коррозии и слоя ржавчины.