Тонированный приемник, противоугонный болт и зеркало с часами: необычные советские аксессуары

Статьи

Красочная ствольная коробка, противоугонный замок и зеркальце для часов - необычные советские аксессуары

У нас уже давно не было обратных походов и тестов “капсулы времени”! Пришло время совершить еще одну прогулку в эпоху, когда автомобильные аксессуары были редкими и редкими товарами, которые считались огромным состоянием, которые можно было продать на распродаже. И каждый автолюбитель хотел подарить аскетичному Жигулю или Москвичу комфорт и удобство использования, особенно перед праздниками…

На этот раз в наш ретро-тест вошли три автомобильных аксессуара из СССР, сохранившиеся в виде целых «капсул времени». Любой из них станет желанным подарком для автовладельца 70-80-х и даже начала 90-х. Итак, начнем!

Радиоприемник «Тернава-302», 1990 год

Советская промышленность не особо заботилась о дизайне аудиотехники, а наши радиоприемники и магнитофоны семейств «Былина», «Гродно», «Звезда» и др. были, мягко говоря, не очень привлекательными внешне даже в интерьере на фоне скучных салонов «Москвичи», «Жигулей» и «Волги». Зато рация «Тернава-302» считалась настоящим красавцем: это изделие украинского Хмельницкого оборонного завода «Маяк» иногда комплектовалось конвейером с ВАЗом с задним и передним приводом, а те, у кого вместо магнитолы была розетка, изо всех сил пытались купить «Тернаву», а не намного более распространенный и дешевый «Былин».

Красочная ствольная коробка, противоугонный замок и зеркальце для часов - необычные советские аксессуары

Это устройство не без оснований называют самой красивой советской автомагнитолой! Дело в том, что большинство радиоприемников тех лет (а они были исключительно аналоговыми) имели шкалу настройки, покрытую прозрачным оргстеклом, на которой нанесены диапазоны и частоты разноцветными символами. Казалось, мягко говоря, так себе. Но «Тернава-302» сделана совсем по-другому: пластик, покрывающий лестницу, затемнен, «подкрашен», а в выключенном состоянии линии и цифры ряда практически не видны. Но после щелчка ручки регулировки громкости шкала загорается желтым светом, как в компонентном тюнере домашней аудиосистемы! Выглядело великолепно!

Красочная ствольная коробка, противоугонный замок и зеркальце для часов - необычные советские аксессуары

Красочная ствольная коробка, противоугонный замок и зеркальце для часов - необычные советские аксессуары

К сожалению, фантазии разработчиков не хватило на подсветку ручек громкости и регулировки, не говоря уже о кнопках переключения диапазонов. Возможно, они и планировали, но когда новинки были переданы приемной комиссии, их сочли излишней роскошью и «оптимизировали».

Читайте также:  Закрытая дорога в Ferrari

Красочная ствольная коробка, противоугонный замок и зеркальце для часов - необычные советские аксессуары

  • Плюсы: красивый дизайн, функция AFC (при приближении к станции поворотом ручки настройки приемник сам «ловит» частоту), удобная настройка (до восьми полных оборотов ручки за весь ход шкалы).​
  • Минусы: монозвук, абсурдная логика настройки (значение частоты на шкале увеличивается справа налево, а не наоборот, как это обычно делается), отсутствие подсветки ручек и кнопок, практически бесполезный сегодня УКВ диапазон 66-74 МГц, грубая подгонка.

Дистанционный выключатель массы «ОМ-ШП», 1989 год

Во времена полной нехватки стартерных аккумуляторов аккумуляторы ценились и ценились. Практически каждый второй автомобилист установил на свой автомобиль устройство для отключения массы, но подавляющее большинство разъединителей устанавливались под капотом и приходилось открывать его перед каждой поездкой, что рано или поздно становилось обузой. Однако довольно редкая модель переключателя под названием «ОМ-ШП» позволяла отключать аккумулятор прямо из салона!

Красочная ствольная коробка, противоугонный замок и зеркальце для часов - необычные советские аксессуары

«ОМ-ШП» производился на электромеханическом заводе в Риге и его название расшифровывалось как «разъединитель с байпасным предохранителем». На первый взгляд гаджет был примитивным: распределительная коробка с двумя мощными длинными проводами стартерной секции, идущими от нее, просто монтировалась в салоне, а провода наверху проходили под капотом через моторный щит.

Красочная ствольная коробка, противоугонный замок и зеркальце для часов - необычные советские аксессуары

Красочная ствольная коробка, противоугонный замок и зеркальце для часов - необычные советские аксессуары

Однако на самом деле не все было так примитивно! Во-первых, масса аккумулятора включалась не кнопкой или поворотным переключателем, а хитрым и даже немного симпатичным «ключиком», который по сути представлял собой никелированный болт с кольцом, позволяющим повесить это на связке ключей от машины. Болт вкручивал в отверстие на корпусе ОМ-ШП и замыкал контакты. Это позволило создать некую (пусть и очень слабую и иллюзорную) линию защиты от краж, потому что до тех пор, пока угонщик не найдет причину недостатка массы и пока он не догадывается воткнуть в отверстие простую отвертку Phillips вместо болта , это займет некоторое время.

Красочная ствольная коробка, противоугонный замок и зеркальце для часов - необычные советские аксессуары

Во-вторых, этот переключатель позволял при отключении заземления сохранить габаритный огонь (при необходимости оставить автомобиль, который долго стоял неподвижно на обочине шоссе), сигнализацию безопасности, так как ну и память радиостанции в магнитоле. Однако на момент продажи радиостанции магнитол с электронной памятью “ОМ-ШП” в СССР еще не существовало, но первые появляющиеся цифровые приемники сильно теряли настройки при включении питания выкл.

Читайте также:  Про тебя — прокладку между рулем и сиденьем

Как так получилось, что массу выключили, но при этом – НЕ выключили? Все очень просто: параллельно мощному выключателю питания, в котором был закручен такой же винтовой ключ, в ОМ-ШП стоял предохранитель на 5 ампер. И через него отрицательный потенциал аккумулятора продолжал поступать на кузов, даже если ключ был откручен.

Что это за игра? – ты спрашиваешь. Да, эта установка не защищала от разряда аккумулятора из-за небольших утечек тока. Но она спасла себя от потенциального пожара из-за неисправности в проводке (через предохранитель на 5 ампер до зажигания ничего не нагревается и более высокий ток не пройдет), при этом допустив сигнализацию или габариты. К тому же никто не позаботился о снятии предохранителя – в этом случае «ОМ-ШП» превратилась в обычный дистанционный выключатель питания с полным отключением.

Красочная ствольная коробка, противоугонный замок и зеркальце для часов - необычные советские аксессуары

  • Плюсы: мощный и очень надежный дизайн, тщательная обработка, два разных сценария использования.​
  • Минусы: незначительны

Зеркало с часами и будильником «Ритм», 1993 год

Зеркало заднего вида со встроенными электронными часами – это, пожалуй, самый культовый автомобильный гаджет того времени! Выпускался с небольшими отличиями на различных радиоустановках СССР под марками «Электроника», «Полесье», «Славутич», «Ритм» и др. бам точно попался «Ритм» – 1987 года выпуска, выпускается Винницким ламповым заводом «Октябрь». Цветовой диапазон кузовов был довольно широк: в руках у нас было зеркало дикого цвета, впрочем, неплохое, сочетающее в себе стилистику автомобилей с кузовом «баклажанного» цвета».

Красочная ствольная коробка, противоугонный замок и зеркальце для часов - необычные советские аксессуары

Различия в моделях были небольшими, но иногда важными. Например, зеркала «Электроника» подключались к бортовой сети двумя проводами: плюсом и минусом. А на корпусе у них был выключатель, который выключал световой индикатор, чтобы батарея не разряжалась, когда водитель покидал машину – и обратный отсчет, конечно же, продолжался. Решение, надо сказать, идиотское, потому что требовало лишних действий со стороны водителя и необходимости его запоминать. Но «Ритм» был реализован очень хитро: он был подключен ТРЕМЯ проводами: плюсом, минусом и константой плюса от включения! В этой версии часы в зеркале всегда работали и индикатор загорался и гас при повороте ключа.

Читайте также:  "Премиум" опции, которыми можно дооснастить свою машину недорого

Кстати, поскольку раньше мы говорили о массовых выключателях, такие зеркала с ними не работали, потому что для экономии времени требовалась постоянная энергия. Но они были вполне совместимы с “переключателями типа ОМ-ШП!

Красочная ствольная коробка, противоугонный замок и зеркальце для часов - необычные советские аксессуары

Красочная ствольная коробка, противоугонный замок и зеркальце для часов - необычные советские аксессуары

В качестве индикатора в таких зеркалах (вне зависимости от названия модели) использовалась не светодиодная матрица, а вакуумный люминесцентный индикатор. Это каноническая «технология горячей лампы», которая требует определенных напряжений питания (анод и нить накала, которые встроенный преобразователь получает от 12 вольт на плате).

Анодное напряжение для вакуумного люминесцентного индикатора составляет 25-30 вольт и было получено от двенадцати с помощью диодно-конденсаторного умножителя. Типичная проблема такой схемы в ее советской конструкции – некачественные конденсаторы умножителя, которые высохли за несколько лет с потерей емкости и повышенными потерями. В результате часовые числа в этих зеркалах стали едва различимы даже в полной темноте. Проблему легко решили заменой четырехцентовых конденсаторов емкостью 1 мкФ, и свечение цифр приобрело стандартную яркость и четкость! Однако тысячи таких зеркал были выброшены, потому что их разочарованные владельцы не знали таких нюансов или не имели сварщика.

Красочная ствольная коробка, противоугонный замок и зеркальце для часов - необычные советские аксессуары

  • Плюсы: встроенные часы, хорошее визуальное качество, панорамный стеклянный профиль, расширение поля зрения​.
  • Минусы: время сбрасывается при отключении питания, из-за некачественных комплектующих снижается яркость индикатора и, для использования в современных реалиях, большинство копий ретро-зеркал требуют ремонта сварщиком.
Василий Штормин
Главный редактор , wekauto.ru
Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.
Оцените статью
WekAuto.ru
Добавить комментарий