Танковозы: гигантские автомобили Второй мировой для быстрой доставки тяжёлой бронетехники

Статьи

Вагоны-цистерны: гигантские машины времен Второй мировой войны для быстрой доставки тяжелой бронетехники

Уже накануне Первой мировой войны у воюющих сторон стали появляться первые малые бронированные гусеничные машины, которые пытались перевезти на конных экипажах, прицепах и в кузовах еще «грубых» военных машин. Постепенно стали появляться специальные танки.

Что такое танковозы

В конце 1930-х годов, когда военные все больше осознавали важную роль танков в боевых действиях, крупные автомобильные компании в западных странах начали испытания нового средства военной техники: танков. Это были модифицированные серийные грузовики с простой и рациональной системой подъема и разгрузки вместо кузова, которая использовалась для ускоренной перезарядки легких и средних самоходных бронетранспортеров. В годы войны к танкерам добавились специально сконструированные танкеры и многоколесные танковые тягачи.

Франция

В 1930-х годах Франция считалась пионером в разработке и производстве первых единичных образцов автоцистерн с гладким полом и различными простыми соединениями для быстрой транспортировки легких танков по дорогам общего пользования.

Вагоны-цистерны: гигантские машины времен Второй мировой войны для быстрой доставки тяжелой бронетехники

Тяжелый грузовик Renault VT6 (6×2) мощностью 100 л.с на 12-тонном шасси с бортовой платформой для перевозки цистерн D1. 1932 год

Вагоны-цистерны: гигантские машины времен Второй мировой войны для быстрой доставки тяжелой бронетехники

Совершенный бензобак Berliet GPE-2 (6×4) мощностью 115 л.с с системой дугового заряда и тросовым приводом от лебедки. 1935 год

Вагоны-цистерны: гигантские машины времен Второй мировой войны для быстрой доставки тяжелой бронетехники

Специальный транспортер Berliet GPE-3 со 135-сильным дизельным двигателем имел эксплуатационную массу 37 тонн и развивал по шоссе скорость 44 км / ч. 1937 год

Надежды компании Берли на получение крупных государственных заказов на грузовики и бронетехнику не оправдались: в сентябре 1939 года ее конфисковали для организации производства пуль.

Вагоны-цистерны: гигантские машины времен Второй мировой войны для быстрой доставки тяжелой бронетехники

Новый танкер Willème DW-12A (6×2) мощностью 110 лошадиных сил с док-станцией и механической трансмиссией для перевозки танков D2. 1937 год

США​

С 1940 года в Америке во главе предприятий White, Mack, Diamond T и других тяжеловесных серийных коммерческих автомобилей находилось большое количество единичных партий упрощенных трехосных цистерн с открытыми погрузочными платформами и двумя задними складывающимися аппарелями собраны, которые отправлены на места эксплуатации и капитального ремонта.

Вагоны-цистерны: гигантские машины времен Второй мировой войны для быстрой доставки тяжелой бронетехники

Доработанный 10-тонный коммерческий грузовик (6х4) White-760 с 15-тонной лебедкой для перевозки лёгких танков British Cruiser Mk-IV

Первоначально одной из самых известных американских военных машин эпохи ленд-лиза считалось специальное 134-местное шасси White-920 (6х4) с баками емкостью 18 тысяч литров бензина, но после немецкой оккупации Франции они начали поставлять в Англию, где их переоборудовали в автоцистерны для перевозки легкой и средней бронетехники. Всего построено до 300 таких машин.

Вагоны-цистерны: гигантские машины времен Второй мировой войны для быстрой доставки тяжелой бронетехники

Цистерна универсальная «Белый-920» (6х4) с плоской погрузочной платформой, откидными аппарелями и лебедкой. 1939-1940 гг

Важным исключением была экспериментальная работа небольшой компании Dart Truck, которая собрала седельный транспортер открытого типа Dart T13 (6×6) для доставки средних танков M3 на 40-тонных полуприцепах M15 с низкой платформой. Он был оснащен двигателем мощностью 250 лошадиных сил, трехступенчатой ​​коробкой передач, цепной лебедкой на бампере для самовосстановления и специальным оборудованием для перезарядки.

Вагоны-цистерны: гигантские машины времен Второй мировой войны для быстрой доставки тяжелой бронетехники

В Канзас-Сити тестируется тягач с прицепом в составе 10-тонного тягача и полуприцепа Dart T13 общей длиной около 20 метров. 1942 год

Вагоны-цистерны: гигантские машины времен Второй мировой войны для быстрой доставки тяжелой бронетехники

Трактор Т13 получил кабину с мягкими сиденьями и блоком управления, фары в цилиндрических корпусах и четыре пары одинарных колес

Германия​

В 1937-1939 годах компании Büssing-NAG, FAUN-Werke и VOMAG (6×4) начали сборку аналогичных тяжелых дизельных бортовых транспортеров девятитонной категории с открытой или закрытой кабиной и односторонними колесами. Когда-то они были самыми большими и мощными машинами Вермахта, служившими для перевозки легких танков на погрузочной платформе, а также для буксировки тяжелых орудий и прицепов-цистерн.

Читайте также:  50 лет назад мир увидел Lamborghini, которая стала легендой

Грузовики Büssing-NAG 900 оснащались рядными шестицилиндровыми дизельными двигателями мощностью 130 л.с., четырехступенчатой ​​коробкой передач с переключением диапазонов, мощным шасси и подвеской, пневматическими тормозами и 22-дюймовыми колесами. Скорость машин достигала 58 км / ч.

Вагоны-цистерны: гигантские машины времен Второй мировой войны для быстрой доставки тяжелой бронетехники

Испытания тяжелого грузовика Büssing-NAG 900 с закрытой кабиной, двухосным прицепом и кузовом из дерева и армированного металла. 1938 год

Вагоны-цистерны: гигантские машины времен Второй мировой войны для быстрой доставки тяжелой бронетехники

На параде автомобили Büssing-NAG 900 в кузовах и на прицепах демонстрируют 30-мм легкие танки категории Sd.Kfz.21 июня 1939 г

На автомобилях FAUN L900 D567 использовались двигатели Deutz почти такого же рабочего объема с увеличенной мощностью до 150 л.с., удлиненной колесной базой на 25 миллиметров и удлиненной гусеницей. В полной загрузке они двигались по шоссе со скоростью 50 км / ч. Всего было собрано 80 машин обоих типов.

Вагоны-цистерны: гигантские машины времен Второй мировой войны для быстрой доставки тяжелой бронетехники

FAUN L900 D567 большегрузные бортовые цистерны 9,5 т с низкорамными прицепами на военном параде в Берлине. 1937 год

Вагоны-цистерны: гигантские машины времен Второй мировой войны для быстрой доставки тяжелой бронетехники

Дизель-электрический автокран ЛК5 на специальном 170-мм шасси FAUN для буксировки поврежденной бронетехники. 1940 год

Вагоны-цистерны: гигантские машины времен Второй мировой войны для быстрой доставки тяжелой бронетехники

Перестроенный в 1997 году серийный грузовик FAUN L900 D567, по словам его владельца, развивал 180 сил и перевозил 13 тонн груза

В то же время компания VOMAG (FOMAG) произвела сборку 9-тонных универсальных грузовиков на заказ. В конце 1930-х годов предлагалось два типа полувоенных машин 8LR654 и 8LR655 мощностью 150 и 160 л.с одновременно, которые во время войны служили в частях для доставки боеприпасов, личного состава и легких танков. При закрытии завода в кузовах установили зенитно-транспортные системы калибра 88 мм.

Вагоны-цистерны: гигантские машины времен Второй мировой войны для быстрой доставки тяжелой бронетехники

VOMAG 8LR654 Односторонний длиннобазный грузовик мощностью 150 л.с с 14,3-литровым дизельным двигателем и деревянным кузовом. 1938 год

Соединенные Штаты​

Одновременно с выпуском упрощенных танков в США во время Второй мировой войны впервые в мире были испытаны принципиально новые конвейеры нестандартной конструкции, в том числе восьмиколесные тягачи и уникальные моторные «передки», в том числе платформа для доставки тяжелой бронетехники была подвешена.

Pacific 26 / М26А1 (1943-1945 гг.)

Во время войны компания с роскошным названием Pacific Car and Foundry Company и неофициальным названием Dragon Wagon стала единственным производителем самых больших тяжелых многоосных тягачей-цистерн, способных выполнять функции зоны боевых действий.

Вагоны-цистерны: гигантские машины времен Второй мировой войны для быстрой доставки тяжелой бронетехники

Тягач-цистерна Pacific M26 в составе автопоезда массой 93 тонны и длиной 19 метров с 240-мм самоходной гаубицей Т92 на прицепе. 1945 год

В марте 1943 года Тихоокеанская компания начала производство 12-тонного бронированного тягача М26 (6х6). Его главной внешней особенностью была семиместная передняя и передняя удлиненная кабина с люком для зенитного пулемета, наклонные стальные броневые листы и складывающиеся броневые щиты со всех восьми сторон, передние оконные проемы и за передней панелью, обращенной к радиатору.

Вагоны-цистерны: гигантские машины времен Второй мировой войны для быстрой доставки тяжелой бронетехники

Полуприцеп М26 с многоместной бронированной кабиной, пушечной башней на крыше и задними боковыми цепными приводами

На тракторе использовался рядный шестицилиндровый бензиновый двигатель Hall-Scott мощностью 240 л.с., установленный в кожухе в центре передней части кабины. В блоке с ней размещалась четырехступенчатая механическая коробка передач с трехступенчатой ​​коробкой передач, в которой предусматривалось 12 ступеней вперед. Заднее шасси было установлено на уравновешенной пружинно-рычажной подвеске, а крутящий момент на ведущие колеса подавался через боковые цепные приводы. Автомобиль был оснащен классической передней рессорной подвеской, пневматическими тормозами на задних колесах и двумя лебедками, установленными за кабиной с тяговым усилием 20 тонн.

Читайте также:  Представлен флагманский седан DS 9 китайской сборки

Вагоны-цистерны: гигантские машины времен Второй мировой войны для быстрой доставки тяжелой бронетехники

Вариант для ремонта самолета на шасси М26 с подъемной П-образной балкой, механическим краном и сварочным оборудованием (фото автора)

С мая 1944 года компания собирала легкий небронированный тягач М26А1 с отличительной аэродинамической открытой кабиной с мягким верхом. Вариант M26A2 отличался наличием 24-вольтового электрооборудования. При транспортировке средних танков «Шерман» использовались двухосные низкорамные полуприцепы М15 или М15А1 грузоподъемностью 40-45 тонн, развивающие скорость до 45 км / ч по шоссе.

Вагоны-цистерны: гигантские машины времен Второй мировой войны для быстрой доставки тяжелой бронетехники

Облегченный на две тонны тягач M26A1 со средним танком M4A3 Sherman на полуприцепе с открытой кабиной и башней. 1944 год

К началу 1945 года Pacific построила 1272 трактора всех типов, в том числе 752 модели M26 и 520 машин серии M26A1 / A2.

Повар Т1 / Т20 (1942-1945 гг.)

В июне 1942 года конструкторско-конструкторское бюро братьев Кук представило на испытания самоходный образец тяжелой бронетранспортера с двумя 260-сильными двигателями V8. Его трансмиссия была основана на оригинальной концепции с индивидуальными цепными приводами для каждого колеса, с двумя передними осями, объединенными в управляемую тележку, установленную под кабиной на поворотной платформе.

Бронемашина с индексом T1 (8×8) прошла цикл испытаний в пустыне Мохаве и, таким образом, впоследствии была известна как «Бронемашина пустыни Кука». Интересно, что оригинальные источники холода – мешки с сухим льдом – служили для охлаждения ряда его агрегатов.

Вагоны-цистерны: гигантские машины времен Второй мировой войны для быстрой доставки тяжелой бронетехники

После банкротства военным было приказано прекратить все работы над моделью T1, учитывая особую сложность, огромные размеры и стоимость

Через пару лет скромный опыт позволил нам приступить к разработке двух восьмитонных автоцистерн Т20 (8×8) с бортовым балластом и грузовых автомобилей для буксировки прицепов и полуприцепов с инженерным оборудованием и цистернами. Их приводил в действие бензиновый двигатель мощностью 240 лошадиных сил, расположенный в задней части удлиненной трехместной кабины, под которой располагались управляемые водителем поворотные тележки. Тракторы оснащались четырехступенчатой ​​коробкой передач, двумя главными передачами и двумя лебедками с суммарным тяговым усилием 27 тс.

Вагоны-цистерны: гигантские машины времен Второй мировой войны для быстрой доставки тяжелой бронетехники

Тяжелый балластный трактор Kuk T20 с цельнометаллической кабиной, полным приводом и передней управляемой тележкой. 1944 год

Слишком сложная и тяжелая конструкция переднего привода оказалась более практичной и экономичной, позволившей обойтись без дорогих и ненадежных шарниров равных угловых скоростей, которые в то время не могли передавать высокий крутящий момент.

T26 фунт (1945)

Незадолго до окончания войны компания Sterling Truck получила заказ от Сухопутных войск США на создание серии перспективных тягачей кузовного типа и более мощных 20-тонных танковых тягачей T26 (8×8) по образцу работы братьев Кук. В целом сохранилась конструкция с уникальной трансмиссией, а на некоторых моделях появились тяжелые машины с восемью сдвоенными колесами.

Вагоны-цистерны: гигантские машины времен Второй мировой войны для быстрой доставки тяжелой бронетехники

Тяжелый военный трактор Sterling T26 с поворотным передним шасси и цепным приводом на все колеса. 1945 год

Зимой 1945 года появился первый в армии низкорамный трактор Т26 с бензиновым двигателем V12 мощностью 275 л.с., пятиступенчатой ​​главной коробкой передач и двухступенчатой ​​раздаточной коробкой, обеспечивающей 20 передач переднего хода. Вместо дверей автомобиль оснастили пятиместной кабиной и деревянно-металлической грузовой платформой для перевозки балласта и экипажа.

Весной для испытаний были построены полноприводные седельные тягачи с двускатной крышей, двойной кабиной и лебедкой в ​​сочетании со специальными тяжелыми полуприцепами для перевозки средних танков М4 с 90-мм пушкой.

Вагоны-цистерны: гигантские машины времен Второй мировой войны для быстрой доставки тяжелой бронетехники

В ходе испытаний тягач Sterling М26 со специальным трехосным низкорамным полуприцепом Т58Е1 с аппарелями весил более 80 тонн

Читайте также:  Шасси КамАЗ 6520: технические характеристики

Летом компания построила самый мощный многоцелевой автопоезд T26E1 с бензиновым двигателем V8 мощностью 525 л.с., задним балластом седельно-сцепного устройства, всеми сдвоенными колесами и двумя барабанными лебедками с общим тяговым усилием 27 тс. На это шасси устанавливались фургоны, эвакуаторы и новые элементы трансмиссии. С января по май 1945 года было построено восемь армейских машин.

Вагоны-цистерны: гигантские машины времен Второй мировой войны для быстрой доставки тяжелой бронетехники

Самый мощный военный многоцелевой грузовик Sterling T26E1 с новой четырехступенчатой ​​коробкой передач или гидротрансформатором

Le Tourneau T4 (1944-1945 гг.)

В довоенные времена компания LeTourneau славилась отдельными образцами больших внедорожников, созданными инженером Робертом Гилмором ЛеТурно. В конце Второй мировой войны он родил простую идею соединения двух одноосных бронированных скреперов с двигателями и кабинами, обращенными в противоположных направлениях. Так родилась 40-тонная цистерна Т4 (4х4) для перевозки бронетехники.

Каждый трактор-скрепер оснащался бензиновым двигателем Hall-Scott V8 мощностью 220 лошадиных сил с гидротрансформатором, четырехступенчатой ​​коробкой передач, бронированной кабиной с органами управления и одинарными 32-дюймовыми колесами. На переднем тягаче для командира была смотровая вышка, на втором – две приземистые кабины для экипажа.

Вагоны-цистерны: гигантские машины времен Второй мировой войны для быстрой доставки тяжелой бронетехники

Трехсекционный транспортер LeTourneau T4 с танком M4E5 образца 1943 г., состоящий из идентичных обращенных назад тягачей

Для загрузки цистерны в свободное пространство между тракторами с низкопрофильным стальным полом и боковыми аппарелями ее устанавливали в определенном месте параллельно конвейеру. Захваченные устройства управлялись мощными лебедками и гидроцилиндрами, изменявшими угол отклонения заднего трактора относительно платформы.

Испытания показали, что T4 непригоден для практического использования, так как все погрузочно-разгрузочные операции оказались непосильными и трудоемкими для боевой обстановки. Mack T8 (1944-1945 гг.)

В конце 1944 года известная грузовая компания Mack смогла частично исправить ошибки тягачей LeTourneau, построив длиннобазный четырехосный танк-транспортер T8 (8×8) для перевозки перспективных танков M26. Он состоял из двух короткобазных двухосных автономных тележек с кабинами и двигателей мощностью 240 лошадиных сил с цепными приводами односторонних неуправляемых колес, обращенных в разные стороны.

Вагоны-цистерны: гигантские машины времен Второй мировой войны для быстрой доставки тяжелой бронетехники

43-тонная цистерна Mack T8 с длинной колесной базой и лебедками для вывоза поврежденной бронетехники на погрузочную площадку. 1944 год

Между ними находилась длиннобазная погрузочная платформа с барабанными лебедками, которые можно было отсоединять от одного или обоих тракторов. Такая схема позволяла наклонять платформу или даже опускать ее на землю, двигаясь самостоятельно по платформе и ускоряя процесс погрузки и разгрузки.

Вагоны-цистерны: гигантские машины времен Второй мировой войны для быстрой доставки тяжелой бронетехники

Летом 1945 года Мак создал новый, более мощный транспортер T8E1, оснащенный двигателем мощностью 500 лошадиных сил и корпусом танка

В следующем году Mack собрал второй транспортер T8E1 (8×8), который отличался от первого более мощным двигателем Ford GAA V8 мощностью 500 л.с и усиленными силовыми агрегатами. Летом 1950 года его разработкой стал транспортер T9 с двумя тягачами для перевозки 280-мм гаубицы, известной как атомная пушка M65 Atomic Annie.

На заглавном фото – отреставрированный бронированный тягач Pacific M26 с вынесенной вперед семиместной кабиной и инженерно-ремонтно-эвакуационным оборудованием (фото автора).

Василий Штормин
Главный редактор , wekauto.ru
Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.

Оцените статью
WekAuto.ru
Добавить комментарий