Слишком холодно или недостаточно жарко: какие датчики не дают включить кондиционер

Статьи

Холодно или не жарко: какие датчики не дают включить кондиционер

Все, наверное, знают, что есть некоторые условия, при которых кондиционер включать нельзя. Например, бесполезно нажимать кнопку «А/С», если за окном потрескивает иней (или любой другой). Или если фреон ушел из системы. Это, конечно, правильно, но вот что интересно: откуда кондиционер узнает, что его нельзя включать? И может ли ошибаться тот, кто запрещает ему работать?

Разумеется, все эти запреты контролируются датчиками, которые находятся в системе кондиционирования. И, к сожалению, они могут ошибаться. Совсем скоро весна, водители будут чаще дуть холодом в салон, но некоторые с удивлением заметят, что после зимы вдруг перестал работать кондиционер; Это случилось. Первое пожелание — съездить в мастерскую и заправить систему фреоном. Конечно, многие заправщики будут этому только рады – один мой знакомый в этой сфере мне уже шепнул, что стоимость фреона выросла почти втрое, поэтому и услуга будет намного дороже. Но всегда ли это так необходимо? Может дело не в фреоне? Давайте разберемся, какие датчики есть в системе кондиционирования и как они могут испортить жизнь автовладельцу.

Остыл – вскипел, вскипел – остыл

Предлагаю очень кратко вспомнить общую схему типового кондиционера. Нам это нужно по одной простой причине: узнать, на какие элементы можно ставить датчики и что они контролируют.

Итак, нажимаем «А/С» и слышим характерный щелчок компрессора. Это в лучшем случае. Иногда мы его не слушаем, но о страдании поговорим чуть позже. Что сейчас происходит в машине?

Щелчок означает включение муфты компрессора. Если вы слышите, значит, компрессор начал работать. Хотя есть и такие автомобили, в основном немецкие, у которых компрессор работает всегда, мы разобрали самую популярную и типовую схему. С этого момента компрессор начинает сжимать фреон и гонит его по трубке к конденсатору (он же радиатор кондиционера). Фреон поступает туда очень горячим (нагревается при сжатии) и должен охлаждаться в конденсаторе. Поэтому в большинстве автомобилей при включении кондиционера сразу начинает работать вентилятор. Это очень важный момент и его нужно помнить. Итак, вентилятор дует в конденсатор, фреон остывает. Что с ним происходит? Физики и химики уже все поняли: он переходит в жидкое состояние, то есть конденсируется (поэтому радиатор кондиционера еще называют конденсатором, а не просто радиатором). Оттуда жидкий фреон поступает дальше в фильтр-осушитель (он же ресивер, ресивер-осушитель или фильтр-осушитель). Это достаточно простая, но крайне необходимая вещь – длинная трубка, внутри которой находится адсорбент (обычно это цеолит). Основная задача осушителя – поглощать всю воду, попадающую во фреон с воздухом. Если этого не сделать, вода замерзнет, ​​забьет магистрали, и кондиционер не будет работать. И это вторая важная позиция, которую я прошу запомнить. Ну в то же время жидкий фреоновый фильтр-осушитель удаляет ненужные механические примеси, как правило, продукты неизбежного износа компрессора. Основная задача осушителя – поглощать всю воду, попадающую во фреон с воздухом. Если этого не сделать, вода замерзнет, ​​забьет магистрали, и кондиционер не будет работать. И это вторая важная позиция, которую я прошу запомнить. Ну и в то же время жидкий фреоновый фильтр-осушитель удаляет ненужные механические примеси, как правило, продукты неизбежного износа компрессора. Основная задача осушителя – поглощать всю воду, попадающую во фреон с воздухом. Если этого не сделать, вода замерзнет, ​​забьет магистрали, и кондиционер не будет работать. И это вторая важная позиция, которую я прошу запомнить. Ну и в то же время жидкий фреоновый фильтр-осушитель удаляет ненужные механические примеси, как правило, продукты неизбежного износа компрессора.

Читайте также:  Тюнинг Луаз – улучшаем раритет, сохраняя индивидуальность

Холодно или не жарко: какие датчики не дают включить кондиционер

После осушителя фреон готов выполнить свою первую задачу: быстро остыть, охладить салон. Для этого нужно пройти еще одну процедуру: быстро из жидкого состояния вернуться в газообразное, то есть кипячение. Этот процесс сопровождается большим поглощением тепла, и фреон становится очень холодным. Физически в это время происходит следующее: фреон проходит через расширительный клапан и попадает в испаритель, где закипает, охлаждая корпус испарителя. Здесь, вообще говоря, в данном случае дует вентилятор, который нагнетает холодный воздух в сторону дефлекторов салона. А фреон тем временем из испарителя снова поступает в компрессор. В этот момент все еще довольно холодно и, конечно, шипит. То есть готов к повторному сжатию, охлаждению.

В этой достаточно большой системе выделяют два раздела. Один из них — это участок между компрессором и расширительным клапаном, второй — между ним (или испарителем) и компрессором. Первый участок называется напорной линией (или линией высокого давления), второй — обраткой (линия низкого давления). Их легко отличить на ощупь: патрубки первого при нормальной работе кондиционера будут горячими, второго – холодными.

Холодно или не жарко: какие датчики не дают включить кондиционер

Это немного вульгарно, но вполне может описать работу кондиционера. Теперь пришло время вернуться к важным вещам, которые я отметил в предыдущих пунктах: момент включения компрессора и вентилятора и возможное замерзание воды. Все эти процессы и их последствия контролируются датчиками, каждый из которых может отключить кондиционер. 

Не навредить!

Наиболее вероятным противником включения кондиционера является датчик низкого давления. Это тот же датчик, который имеет только два положения «включено» и «выключено» и использует свое второе положение для размыкания контура компрессора. Так бывает в одном случае, при критическом падении давления фреона. Казалось бы, какое ему дело до давления? У вас случай: фреон имеет смазочный компонент, который нужен для работы компрессора. Если фреона мало, компрессору тоже не хватит смазки и он выйдет из строя. Однако в очень критической ситуации можно замкнуть цепь напрямую, минуя этот датчик. Метод подходит для проверки исправности компрессора. Если после этого он заработает, не радуйтесь, а быстро выключайте: работа с недостаточным давлением фреона очень вредна для него. Ну и искать причину отказа включения с сенсора. Скорее всего, причина в падении давления (чаще всего компрессор перестает работать при падении давления в обратке ниже 0,7 атм, но иногда может быть и немного выше; нужно знать этот параметр для конкретного автомобиля), но иногда виноват датчик. Не каждый может его проверить, потому что он может быть простым двухвыводным и более сложным трехвыводным и даже четырехвыводным. Лучше сделать это в сервисе но иногда может быть немного выше; нужно знать этот параметр для конкретного автомобиля), но иногда виноват датчик. Не каждый может его проверить, потому что он может быть простым двухвыводным и более сложным трехвыводным и даже четырехвыводным. Лучше сделать это в сервисе но иногда она может быть немного выше; нужно знать этот параметр для конкретного автомобиля), но иногда виноват датчик. Не каждый может его проверить, потому что он может быть простым двухвыводным и более сложным трехвыводным и даже четырехвыводным. Лучше сделать это в сервисе.

Читайте также:  Автобусы, в которых не нужны билеты: редкие пассажирские и санитарные машины армии СССР

Холодно или не жарко: какие датчики не дают включить кондиционер

Кроме датчика низкого давления есть второй датчик давления — высокого. Помните, чуть выше я говорил, что если фильтр-осушитель не справляется со своей задачей, то вода может остаться во фреоне, который легко замерзает? Лед – это автомобильный «сгусток» в системе кондиционирования. Если вы засорите трубку, давление будет быстро расти, и в конце концов что-то лопнет. Этим «что-то» будет в лучшем случае труба, в худшем — испаритель или любая более дорогая деталь (хотя трубы часто стоят столько, что хочется плакать, особенно в наше время). А может компрессор умирает.

Датчик высокого давления срабатывает, когда давление поднимается в среднем до 25 атм, хотя система может кратковременно выдерживать 30 атм. Длительная работа при слишком высоком давлении убивает систему, поэтому она предпочитает отключаться, что и помогает сделать датчик высокого давления. 

Есть сигнал, который иногда может помочь определить, какой из датчиков мешает работе кондиционера. Если неисправен датчик низкого давления, то самое большее, что произойдет после включения кондиционера, это загорится лампочка «A/C» (да и то не всегда, зависит от автомобиля). Но если сработает датчик высокого давления, может включиться вентилятор конденсатора. Правда, это будет работать только при наличии четырехконтактного датчика. В любом случае с этим лучше разбираться в сервисе.

Холодно или не жарко: какие датчики не дают включить кондиционер

А если не давление?

Наверное, вам часто попадалась информация о том, что если на улице холоднее +5, то кондиционер не включится? Это правда, и виноват в этом еще датчик — датчик температуры воздуха. Так что этот любвеобильный электронный мальчик спасает компрессор. Фреон при +5 градусах за бортом не успевает полностью испариться и может поступать в компрессор в жидком виде, но этого он не переживет. К сожалению, датчик температуры воздуха тоже не вечен, и хоть и очень редко, но может выйти из строя. 

Читайте также:  Старший брат Рено Дастер: когда ждать?

Другой датчик (который тоже есть не всегда) следит за температурой охлаждающей жидкости и отключает кондиционер, если температура антифриза превышает 110-120 градусов. Тут логика понятна: работа конденсатора требует активного охлаждения вентилятором, а так как конденсатор часто находится в плотном «бутерброде» с радиатором системы охлаждения, то последний начинает греться от конденсатора. Особенно, если пакет радиатора слишком грязный. В этом случае проводнику лучше расплавиться от жара, чем перегреть двигатель.

Холодно или не жарко: какие датчики не дают включить кондиционер

Ну и еще один «вредный» датчик — датчик температуры испарителя. Его функция заключается в том, чтобы предотвратить полное замерзание испарителя и его покрытие слоем льда. Если не работает, то проблемы могут быть самые разные — от постоянной работы кондиционера «на всю дурь» до отключения компрессора. Многое зависит от сигнала, поступающего с севшего датчика, показывает ли он, что испаритель покрыт слоем льда или что он слишком горячий. 

Помимо всех перечисленных датчиков, есть еще несколько, которые могут работать некорректно, но как минимум не могут полностью отключить кондиционер. И, в общем-то, они связаны не столько с кондиционером, сколько с системой климат-контроля. Это, например, датчик интенсивности солнечного излучения (света) или датчик температуры в салоне. Если они перестанут работать (что, честно говоря, случается редко), климат-контроль выйдет из строя — он уже не поймет, холодно или жарко в салоне. Однако в ручном режиме кондиционер будет работать.

Закончить хотелось бы напоминанием: в большинстве случаев в выходе из строя кондиционера виноваты не достаточно надежные датчики, а давление фреона. Поэтому перед запуском мультиметра или осциллографа нужно взять манометр и проверить давление в системе. Или идите в сервис, где сделают, пока не слишком дорого, но быстро. 

Василий Штормин
Главный редактор , wekauto.ru
Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.
Оцените статью
WekAuto.ru
Добавить комментарий