Поворот не туда: откуда на воздушном фильтре масло и что с этим делать

Статьи

Поворот не туда: откуда масло в воздушном фильтре и что с ним делать

Наверное, кто-то замечал такое явление: при замене воздушного фильтра на нем заметны следы масла. Чаще всего в виде пятна иногда заметны отдельные капли. Как туда попасть? Это опасно? Иногда да, это опасно. А иногда и нет.

Всё под контролем!

Начнем с хорошего: иногда фильтры сильно пропитаны маслом, прямо с завода. Речь идет не об обычной акриловой или фенольной пропитке бумаги, придающей ей соответственно белый или желтый цвет, а о масляной пропитке. Такие фильтры (правда, чаще ремонтные, а не одноразовые), пропитанные маслом, обычно встречаются на мототехнике: мотоциклах или квадроциклах. Им нужно много воздуха и уборки, и они склонны путешествовать в места, где слишком много пыли. Но иногда эти фильтры устанавливаются и на автомобили, например на некоторые Subaru или Nissan. И если вдруг вам покажется, что фильтр вашего автомобиля в масле, есть смысл сначала уточнить: возможно, так и должно быть. 

Поворот не туда: откуда масло в воздушном фильтре и что с ним делать

Фото: Кевин Сейбел из Unsplash.com

Ну а если в машине есть фильтр с простой бумажной шторкой, и на ней растекается масляное пятно, нужно выяснить, откуда оно взялось. Такого быть не должно ни в коем случае, но нужно понимать, в чем причина такой беды. Иногда это признак очень серьезной проблемы, а иногда решается она достаточно просто.

Чужие проблемы

Давайте сначала разберем ситуацию, когда фильтр в масле на совершенно незнакомой машине. Например, путем осмотра перед покупкой на вторичном рынке. Здесь важный фактор: вы точно не знаете, как ремонтировалась эта машина. Конечно, продавец может сказать, что меняет масло каждые семь тысяч километров, заливает только «лучшее» масло и ставит оригинальные фильтры. Но мы-то знаем… Итак, в случае с неизвестной машиной можно рассмотреть не самый печальный, но очень нежелательный вариант – забитые масляные каналы двигателя из-за отсутствия нормального обслуживания. В первую очередь забивается маслоотделитель.

Здесь механизм прост: масло попадает в воздушный фильтр только в случае запредельного повышения давления в картере. Одной из причин такого роста являются забитые наносами каналы. Масляный насос качает и каналы забиты. Деваться маслу некуда, оно остается наедине со всей своей массой картерного масляного тумана идти через клапан вентиляции картерных газов во впускной воздух. Ну и конечно воздушный фильтр.

Читайте также:  Все новинки KIA 2020 - идем на рекорд

С одной стороны, это не самый плохой вариант. Если двигатель еще не умер, иногда достаточно пару раз сменить масло (в крайнем случае использовать промывку, если терять нечего) и масляный фильтр, и все придет в норму. Но нужно понимать, что если за машиной не следили и доводили до такого состояния, то может и не остаться ничего работающего. И, конечно же, не стоит торопиться с покупкой такого экземпляра.

Поворот не туда: откуда масло в воздушном фильтре и что с ним делать

Простая проверка в этом случае — снять крышку заливной горловины. Если газы выходят быстро и даже масляный туман уходит, давление явно не в норме. Правда, как я уже говорил, причина повышения давления может быть не только в забитых каналах, поэтому не стоит думать, что эту проблему всегда можно решить заменой масла и фильтров. Гораздо чаще в таком повышении давления картерных газов виновата изношенная цилиндро-поршневая группа.

Грустно и очень дорого​

Ситуация, о которой предпочитают не думать — повышение давления картерных газов и их проникновение через клапан ВКГ. Механизм повышения давления прост: газы из камеры сгорания проходят через изношенные поршневые кольца в подпоршневое пространство, а оттуда в картер. А когда им деваться некуда, они пытаются вырваться где угодно: через сальники и вытаскивание маслоизмерительного щупа и, конечно же, через клапан принудительной вентиляции картера.

Конечно, если машина ваша, обнаружить износ поршневой группы не составит труда. Хотя бы в плане роста «масложора». Ну а если машина принадлежит кому-то другому, то стоит попробовать оценить совокупность признаков. Обычно такой двигатель начинает «потеть» маслом на всех стыках и выглядит грязным. Ну а классика — это сизый дым из трубы. Замер компрессии тут не помешает — повышение давления в картере сопровождается его потерей, так что переставить все i полностью поможет перепад.

Если все или большинство из этих симптомов присутствуют, то лить суппротек, димексид или настойку синей изоленты уже поздно — нужно ремонтировать мотор. 

Поворот не туда: откуда масло в воздушном фильтре и что с ним делать

К сожалению, в автомобилях с большим пробегом и хорошим обслуживанием причина появления масла в воздушном фильтре именно в этом: износ как минимум поршневых колец. Конечно, можно попробовать помыть двигатель, но вряд ли это существенно изменит ситуацию. Лучше подготовить деньги и не затягивать с ремонтом.

Читайте также:  Новый BMW X5 M 2020 оказался круче Audi RS Q8?!

Пустячок, а приятно

Теперь несколько слов о самой простой и дешевой причине для смазки воздушного фильтра: о клапане принудительной вентиляции картера (также известном как PCV, принудительная вентиляция картера). Если этот клапан (ЦВКГ) заклинит, то он не сможет сбросить избыточное давление на высоких оборотах и ​​газы уйдут куда не положено. В первую очередь дроссельная заслонка и клапан EGR (при наличии системы рециркуляции) будут заполнены отложениями, но если слишком пренебрегать ситуацией, то в воздушном фильтре будут осаждаться и газы масляного тумана. 

КВГК можно проверить. Проще всего его снять и потрясти (если не застрял, то должен бренчать). Но если он грязный, то лучше его на всякий случай заменить (или заменить его мембрану, что часто возможно и всегда дешевле). Ну и конечно надо будет промыть не только патрубки системы ВКГ, но и маслоотделитель и возможно и дроссельную заслонку (конечно она после воздушного фильтра, но если она полностью в масле, то и заслонка будет быть грязным). 

Поворот не туда: откуда масло в воздушном фильтре и что с ним делать

В этом варианте неисправности КВКГ очень удачно вовремя заметить масло в воздушном фильтре. Если продолжать ездить с неработающим клапаном, могут возникнуть гораздо более серьезные проблемы. Хотя бы из-за того, что масло будет давить отовсюду и двигателю будет не хватать свежего воздуха. И не будет утечки лишней влаги, что приведет к появлению в масле конденсата, который можно обнаружить в виде белесого налета на крышке маслозаливной горловины. 

Наконец, турбина

Обязательно расскажу об особенностях двигателей с турбонаддувом. В первую очередь эти пункты будут касаться дизельных моторов (которые сейчас все турбированные), а вот для бензиновых моторов суть процесса будет та же.

Таким образом, в двигателе с турбонаддувом именно турбина будет гонять масло во впуск. Масло попадает на впуск через компрессорную часть по двум причинам: из-за износа картриджа, либо опять-таки из-за забитой системы вентиляции картера (во втором случае порядок действий тот же — начинаем проверять ЦВКГ). 

Поворот не туда: откуда масло в воздушном фильтре и что с ним делать

При сильном засорении маслоотделителя картина поступления масла в воздушный фильтр будет такой же, как и в атмосферном двигателе, за исключением одного момента: масло будет оседать не только на стенках патрубков, но и на них также начинает накапливаться в интеркулере. А тут все может быть серьезнее, чем простой грязный воздушный фильтр: если хорошо провернуть двигатель, масло оттуда может выплеснуться во впуск, и двигатель испортится (речь идет, конечно, о дизеле). Так что на дизеле замасленный воздушный фильтр должен как минимум заставить задуматься.

Читайте также:  BMW X1. Серьезный разговор о надежности

Кстати, масляный фильтр на наддувном двигателе — это не только следствие какой-то неисправности, но и другая причина. Дело в том, что турбина из-за нехватки воздуха во впуске будет засасывать масло во впускной тракт, и вы сами понимаете, чем это грозит. В общем, тут все очень взаимосвязано, и масло в воздушном фильтре дизеля — это очень серьезно. Если он есть, вам, скорее всего, нужно почистить как EGR, так и весь впуск. 

Бояться или нет?

Конечно, хотелось бы сказать, что масло в воздушном фильтре не так уж и страшно. Но, к сожалению, скажу правду: в чудеса верить не надо. Всегда хочется надеяться, что, мол, поменяю масло и масляный фильтр, и все само пройдет. Ну и клапан PCV тоже поменяю, и теперь точно все будет хорошо. Обидно, конечно, но надежды на это мало. Чаще всего замасливание воздушного фильтра все же происходит из-за износа ЦПГ, по самой дорогой и трудноустранимой причине. 

Поворот не туда: откуда масло в воздушном фильтре и что с ним делать

И, конечно же, не стоит закрывать глаза на проблему. Особенно когда речь идет о дизеле. Ну а в случае с простым атмосферным бензиновым двигателем масло в фильтре может дать подсказку: либо пора задуматься о ремонте, либо продать старую машину. Хотя сейчас второй вариант уже не кажется умным ходом. 

Василий Штормин
Главный редактор , wekauto.ru
Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.
Оцените статью
WekAuto.ru
Добавить комментарий