Последний всхлип советской электроники: три самые необычные автомагнитолы из позднего СССР

Статьи

Последний вздох советской электроники: три самых необычных автомагнитолы бывшего СССР

Принято считать, что домашние автомагнитолы и автомагнитолы застыли в развитии на уровне аналогового радио и кассетных плееров более низкого уровня и умерли на этом этапе в начале 1990-х… В целом это верно, но бывают и необычные исключения правила. В советской продаже в конце 80-х было три необычных аудиосистемы, которые в свое время действительно удивляли своей сложностью. Компания Wheels нашла для вас все три и испытала их более чем через три десятилетия после выпуска!

Для начала было бы нелишним кратко изложить историю эволюции советской автомобильной аудиотехники. Чтобы понять, что вообще произошло и в какие годы…

В СССР автомагнитолы и магнитолы клепали около двух десятков фирм, разбросанных по разным республикам. Харьковский радиозавод «Протон», Ереванский завод «Гарни», Вильнюсский приборостроительный завод «Вилма» и др. однако основными производителями в этом сегменте товаров народного потребления, поддерживающими более-менее регулярное обновление модельных рядов и поставляющими продукцию даже на автосборочные конвейеры, в основном были Муромский радиозавод во Владимирской области, Сарапульский завод в Удмуртии, завод «Звезда». Загорский завод в Московской области и Гродненский завод в Белоруссии.

Отставание советской промышленности в этой области от западной имело место всегда, хотя и в разной степени. Например, если говорить о первом автомобильном радио, то можно сказать, что мы шли лицом к лицу: в США оно появилось в 1930-м, в Европе в 1932-м, а в СССР в 1936-м. Удивительно, но в 50-х и 60-х годах в СССР были даже неудачные попытки поэкспериментировать с вертушками для автомобилей, опять же почти одновременно с западными производителями, пусть и весьма условно! С приходом эпохи компакт-кассет мы снова остались позади — первая советская автомагнитола появилась в 1975 году, через 5-6 лет после «буржуйской». Но потом «буржуи» вырвались вперед, и очень заметно. Автореверс, поиск трека, многие сервисные функции для вашего удобства появились на их магнитолах. Радиоприемники получили жидкокристаллические дисплеи и соответствующую цифровую настройку, автоматический поиск и память на станции. Наши магнитолы в большинстве своем, даже немного переходя от одной модели к другой, оставались крайне примитивными, а приемники — простейшими — с ручной настройкой. В конце 80-х попытки стали как-то подтягиваться: некоторые наблюдения за эволюцией бытовых магнитол создают впечатление, что на радиозаводы пришло новое поколение молодых инженеров, которые привнесли свежие решения в затхлый мир местной старые пердуны. Правда, развернуться и реализовать новые идеи им было не суждено: в 1991 г!).

Однако интересно посмотреть на попытки поймать беглые технологии, которые уже давно стали историей. Итак, начнем!

Автомобильный радиоприёмник ТОНАР РП-303А. 1987 год

Этот монофонический радиоприёмник выпускался Молодечненским радиозаводом «Спутник» в Белорусской ССР, и рекомендовался для ВАЗ-2105-07 и 2108. Интересна была модель, в первую очередь, встроенными цифровыми часами! Которая к тому же могла автоматически включать радио в назначенное время, якобы для того, чтобы разбудить спящего в машине водителя.

Последний вздох советской электроники: три самых необычных автомагнитолы бывшего СССР

Сегодня это может показаться глупым, но в 1987 году в СССР радиочасы были невероятным и крутым прорывом. Цифровой экран как элемент промышленного дизайна в 1980-х годах был на пике моды и считался естественным фетишем. А интеграция устройства (часы, встроенные в магнитолу автомобиля) и вовсе порадовала автомобилистов, ведь в то время функциональная интеграция была не так распространена в бытовой технике. Для понимания ситуации: в 1980-х на десяток моделей домашних автомагнитол приходилась всего пара магнитол комби-бумбоксов. То есть даже такой банальный тандем остался редкостью и дефицитом — что уж говорить о приемнике даже с полностью электронными часами!

Читайте также:  В России сертифицирован кроссовер Changan Uni-K

Последний вздох советской электроники: три самых необычных автомагнитолы бывшего СССР

Диапазоны на «Тонаре РП-303А» изменены на «псевдосенсорные» — так он тогда назывался и считался передовым! Другими словами, ДВ, СВ и УКВ переключались последовательным нажатием незафиксированной кнопки, по кругу. Еще одним интересным преимуществом, отличающим РП-303А от других приемников и магнитол того же периода, являются разные цветовые решения! Магнитола предлагалась в двух цветах панели — черном и серебристом, чем, опять же, не могли похвастаться другие модели.

Последний вздох советской электроники: три самых необычных автомагнитолы бывшего СССР

Последний вздох советской электроники: три самых необычных автомагнитолы бывшего СССР

Последний вздох советской электроники: три самых необычных автомагнитолы бывшего СССР

Отображение часов реализовано на четырех микроскопических светодиодных цифровых индикаторах ALS314A. Действительно микроскопический, без преувеличения: высота ярко-красной цифры на индикаторе составляет 2,5 миллиметра! Чтобы видеть время на движущихся часах, не отрываясь от вождения, водителю автомобиля нужно было обладать остротой зрения орла.

Шкала настройки на приемнике тоже по современным меркам забавна, но, в отличие от часового дисплея, она не была чем-то необычным для советских автомагнитол тех лет. Хотя для мировой автозвуковой индустрии в целом такое решение непривычно и нетипично, так как шкала представляла собой специальный люминесцентный индикатор вакуума.

Последний вздох советской электроники: три самых необычных автомагнитолы бывшего СССР

Многие наши радиозаводы в то время стали массово использовать некий промежуточный вариант: настройка приемников осталась аналоговой, с помощью обычной многооборотной ручки, но шкала стала «электронного типа», но не цифровой, а просто линейной — на сине-зеленый индикатор «дисплея» синхронно с вращением ручки настройки, сегментированная световая полоса перемещалась вправо и влево. Причем индикатор этот был даже не светодиодный, а вакуумно-люминесцентный, то есть совсем горячая трубка, без иронии! За рубежом по вышеуказанным причинам их не было, а у нас в стране такие приемники были очень распространены в конце 1980-х и 1990-х годах настройка приемников осталась аналоговой, с помощью обычной многооборотной ручки, но шкала стала «электронного типа», но не цифровой, а просто линейной — по сине-зеленому индикатору «дисплея» синхронно с вращением ручки настройки , сегментированная полоса света двигалась влево и вправо. Причем индикатор этот был даже не светодиодный, а вакуумно-люминесцентный, то есть совсем горячая трубка, без иронии! За рубежом по вышеуказанным причинам их не было, а у нас в стране такие приемники были очень распространены в конце 1980-х и 1990-х годах настройка приемников осталась аналоговой, обычной многооборотной ручкой, но шкала стала «электронного типа», но не цифровой, а просто линейной — по сине-зеленому индикатору «дисплея» синхронно с вращением ручки настройки , сегментированная полоса света двигалась влево и вправо. Причем индикатор этот был даже не светодиодный, а вакуумно-люминесцентный, то есть совсем горячая трубка, без иронии! За рубежом по вышеуказанным причинам их не было, а у нас в стране такие приемники были очень распространены в конце 1980-х и 1990-х годах но не цифровой, а именно линейный — по сине-зеленому индикатору «дисплея» синхронно с вращением ручки настройки вправо и влево перемещалась сегментированная световая полоса. Причем индикатор этот был даже не светодиодный, а вакуумно-люминесцентный, то есть совсем горячая трубка, без иронии! За рубежом по вышеуказанным причинам их не было, а у нас в стране такие приемники были очень распространены в конце 1980-х и 1990-х годах но не цифровой, а именно линейный — по сине-зеленому индикатору «дисплея» синхронно с вращением ручки настройки вправо и влево перемещалась сегментированная световая полоса. Причем индикатор этот был даже не светодиодный, а вакуумно-люминесцентный, то есть совсем горячая трубка, без иронии! За рубежом по вышеуказанным причинам их не было, а у нас в стране такие приемники были очень распространены в конце 1980-х и 1990-х годах никакой иронии! За рубежом по вышеуказанным причинам их не было, а у нас в стране такие приемники были очень распространены в конце 1980-х и 1990-х годах.

Читайте также:  Тюнинг Москвич – самостоятельная доработка автомобиля-легенды

Правда, даже несмотря на то, что эти показатели не были универсальными, а разрабатывались специально для советской автозвука, с точки зрения удобства пользователя решение в целом было не очень. Да, немного красивее, чем механическая шкала и якобы «похожа на экран». Но электронная шкала «дисплея» была размечена «попугаями», не в мегагерцах, а безликими и бессмысленными цифрами от 1 до 10, и четко понять, на какой частоте он сейчас находится, не представлялось возможным, только приблизительно. Кроме того, тюнинг оставался чисто аналоговым и все еще мог со временем уйти от вибрации автомобиля и изменения температуры в салоне.

Автомобильный радиоприёмник Круиз-203. 1988 год

Монофонический радиоприемник «Круиз-203» производства ленинградского завода «Россия» стал первым советским автомобильным радиоприемником с полноценным синтезатором частот, полностью цифровым дисплеем, полной памятью частот и, кроме того, с большим количеством диапазоны приема!

Дизайн «Крейсера» специфичен. Он отчасти повторяет стиль промышленной техники, но в свое время хорошо гармонировал с интерьером первых «восьмерок» с низкой приборной панелью и кучей световых индикаторов в поряде, сгруппированных в единую матрицу.

Последний вздох советской электроники: три самых необычных автомагнитолы бывшего СССР

Последний вздох советской электроники: три самых необычных автомагнитолы бывшего СССР

Последний вздох советской электроники: три самых необычных автомагнитолы бывшего СССР

На этикетке корпуса приемника гордо написано «с микрокомпьютерным управлением и синтезатором частоты». Собственно, в то время любой контроллер с зашитой простой исполняемой программой назывался «микрокомпьютер» — это было общепринятым правилом. Однако надо признать: до «Крейсера» советская промышленность не выпускала приемников с электронной настройкой, автоматическим поиском и шестью ячейками памяти для избранных радиостанций!

Последний вздох советской электроники: три самых необычных автомагнитолы бывшего СССР

На самом деле распространению радиоприемников с цифровой настройкой и памятью на станциях нашей страны мешало не только уже упомянутое отсутствие специальных микросхем-синтезаторов, но и очень скромное количество радиовещательных станций. В целом ряд программ Всесоюзного радио работал в длинном, среднем и ультракоротковолновом диапазонах, так как целью ГТРК было увеличение плотности охвата вещания, а не его разнообразия.И до 1990 г, после того как на УКВ 65-74 МГц, как грибы после дождя, стали появляться многочисленные коммерческие музыкальные радиостанции, ручной настройки на рациях было достаточно, так как диапазоны не были загромождены, как и FM 87-108 МГц сейчас переполнены. Водители привыкли слушать одну и ту же станцию, не меняя частоту показа рекламы, как мы это делаем сегодня. Ввиду отсутствия рекламы… Кстати, стереоприем тоже был не слишком нужен: редкие УКВ-станции вещали в стереофоническом режиме.

В общем, многодиапазонный «Крейсер» — это отдельная история. Много диапазонов приема по отечественным меркам, и много — по зарубежным, где давно прижились только ультракороткие и средние волны. К 1980-м годам полностью исчезли коротковолновые диапазоны автомобильных приемников иностранного производства; они просто перестали быть востребованными у автовладельцев в условиях насыщения FM-радиостанций площадями. На самом деле они были довольно редки и ограничены в советской автомобильной аудиотехнике. А вот на «Круизе» было уже 7 полос, из них четыре коротковолновых! Короткие волны, с их ионосферной спецификой распространения за тысячи и десятки тысяч километров от радиостанции,они давали возможность принимать радио в автомобиле вне зависимости от удаленности от городов и ретрансляторов, что было весьма важно, учитывая протяженность и малонаселенность территории СССР.

Читайте также:  Установка универсальных расширителей арок

Дальность приема Cruise-203:

  • УКВ (65-74 МГц).
  • Длинные волны ДВ (0,144-0,297 МГц.
  • Средние КВ волны (0,512-1,647 МГц).
  • Короткие волны, поддиапазон КВ-1 (5850-6300 МГц).
  • КВ-2 (7000-7400 МГц).
  • КВ-3 (9450-9900МГц).
  • КВ-4 (11 600–12 100 МГц).

И, конечно же, во всей этой прелести не обойтись без ложки дегтя… Цифровой индикатор Круиз построен с теми же светодиодными индикаторами АЛС314А, что и часы в Тонаре РП-303А: цифрой четыре и цифрой 2, 5 мм высотой! Чтобы их наблюдать, нужно было, щурясь, внимательно смотреть на узкую полоску экрана, которая, к тому же, резко выгорала на солнце из-за изначально крайне низкой яркости…

Последний вздох советской электроники: три самых необычных автомагнитолы бывшего СССР

Последний вздох советской электроники: три самых необычных автомагнитолы бывшего СССР

Последний вздох советской электроники: три самых необычных автомагнитолы бывшего СССР

Автомобильная магнитола Урал РМ-292. 1991 год​

И, наконец, жемчужина той эпохи — автомагнитола «Урал РМ-292», практически последняя из самого необходимого собственной разработки Сарапульского радиозавода, после которой он перешел к простенькому клонированию разного азиатского ширпотреба с технологиями отверточной сборки.

Урал РМ-292 — первая и единственная советская автомагнитола с полноценным жидкокристаллическим дисплеем! Содержащийся в нем приемник имеет цифровую настройку с синтезатором частоты, автоматическим поиском и памятью на шесть станций. Экран оснащен янтарно-желтой подсветкой, а также подсвечиваются клавиши (правда, не все). Кассетный плеер: с автоматическим реверсом и хромированным переключателем ленты. Оформление передней панели вполне в духе аналогичных зарубежных моделей — эргономика приемлемая, серьезно придраться не к чему. Надписи на «морде» сообщают о «микрокомпьютерном управлении», а также о наличии импортного ЛПМ (лентопротяжного механизма) — были японский Танашин и корейский Самсунг.

Годом анонса Урал ПМ-292 был 1991 год, и хотя формально его уже нельзя отнести к советскому времени, эта магнитола все же является полностью советским продуктом, разработанным в СССР. Наше технологическое отставание здесь, к сожалению, очевидно, но с поправкой на условия оно, в общем-то, понятно. Да, у Mercedes-Benz, например, первая магнитола с ЖК-экраном (производства дружественного бренда MB Becker) появилась на десять лет раньше, в 1981 году, в автомобилях с кузовом 126. Но где же мировой лидер в автомобиле Mercedes промышленность в благополучной Германии и где имя Сарапульского радиозавода? Орджоникидзе в СССР рушится на глазах?

Последний вздох советской электроники: три самых необычных автомагнитолы бывшего СССР

Последний вздох советской электроники: три самых необычных автомагнитолы бывшего СССР

Последний вздох советской электроники: три самых необычных автомагнитолы бывшего СССР

К сожалению, этот экземпляр Урала ПМ-292 не избежал характерной проблемы, присущей многим жидкокристаллическим дисплеям советского производства, — они с годами «протекали». Сегменты на экранах размывались, сливались и просто гасли… Иностранные производители электронной продукции, по сути, тоже столкнулись с этой проблемой, но трудности роста пережили лет на 5-7 раньше нас.

Последний вздох советской электроники: три самых необычных автомагнитолы бывшего СССР

Опрос Ваш фаворит из тройки магнитол: Голосовать Ваш голос Всего голосов:

Василий Штормин
Главный редактор , wekauto.ru
Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.
Оцените статью
WekAuto.ru
Добавить комментарий