Насколько точно вырастет цена «автоматического гражданства» для российских водителей, пока не могут предсказать ни Минфин, ни Российский союз автостраховщиков.
Обязательное страхование гражданской ответственности требуется для всех водителей в РФ: управлять транспортным средством без действующего полиса запрещено. Напомним, что сейчас в этом страховом сегменте установлен приоритет ремонта над денежной формой возмещения убытков. Это означает, что страховые компании должны ремонтировать транспортные средства пострадавшей стороны, которые были повреждены в результате аварии. При этом по закону СТО обязаны проводить работы только с новыми запчастями (исключения могут быть согласованы с автовладельцем).
Согласно действующим нормам, запчасти, используемые для ремонта автомобиля после аварии, должны быть новыми, но не обязательно оригинальными. Это позволяет значительно снизить стоимость ремонта для страховщиков. Новые автомобили, находящиеся на гарантии, по закону должны быть отправлены официальному дилеру для ремонта.
Есть ряд случаев, когда денежная выплата используется для возмещения ущерба (например, если пострадавший проживает слишком далеко от тех заправок, с которыми сотрудничает страховая компания). Однако здесь есть важный момент: при расчете суммы страховщики учитывают износ деталей в зависимости от возраста автомобиля. Это значительно снижает сумму платежа, в то время как владельцу поврежденного автомобиля обычно не хватает на полноценный ремонт с новыми деталями, поэтому приходится платить больше из своего кармана.
Ранее законодатели обсуждали возможность больше не учитывать износ деталей при оплате наличными. Вероятно, в нынешних сложных экономических условиях, вызванных геополитическими конвульсиями, эта инициатива вновь канет в лету. Помните, что стоимость всех запчастей и снижение их цены в связи с износом указываются в специальном документе, который используется страховщиками для расчета выплат. Это периодически обновляемый единый справочник средней стоимости деталей, нормо-часов и материалов. Отметим, что на этот документ и раньше было много нареканий — цены, указанные в нем, должны были быть значительно занижены.
Сейчас ситуация на российском рынке запчастей неблагоприятная. Об этом сообщает Газета.ру со ссылкой на Минфин РФ. Речь идет о том, что стоимость иностранных автокомпонентов резко выросла из-за волатильности курсов валют и проблем с цепочками поставок. По словам участников рынка, цены на различные комплектующие выросли на 30-50%. Так что единый справочник придется в будущем переписывать. Эти изменения «очевидно повлияют на цену полиса [ОСАГО]», указывают в пресс-службе Минфина.
При этом в ведомстве пояснили, что «сейчас невозможно спрогнозировать размер изменения средних убытков и сборов, а также продолжительность таких изменений». Даже в Минфине подчеркнули, что ЦБ будет регулировать ставки по ОСАГО. Напомним, последний раз этот коридор расширяли совсем недавно, в январе 2022 года — теперь страховщики могут выбирать базовую ставку в диапазоне от 2224 до 5980 рублей. Стоит отметить, что теперь ЦБ может менять ставки «автогражданки» несколько раз в год (ранее это разрешалось только один раз).
Ранее законодатели также предложили еще одно изменение — в четыре раза увеличить лимиты по выплатам на жизнь и здоровье в ОСАГО (с 500 тысяч до 2 миллионов рублей). По прогнозу СПС, если одновременно будут приняты поправки об увеличении лимитов выплат и отказе от учета амортизации, то повышение базовых ставок составит около 60%, а для так называемых «аварийных» водителей — около 80%.
- Хотите связаться со мной?