Американская некоммерческая организация (мозговой центр, аналитический центр) Energy Innovation недавно опубликовала интересный отчет. Согласно этому документу, большинство электромобилей на рынке США были дешевле аналогичных моделей с двигателями внутреннего сгорания с первого дня покупки. Методика анализа учитывала покупку новых автомобилей в кредит на шесть лет, так как 85% сделок, не связанных с подержанными автомобилями, осуществляются американцами на заемные средства.
Исследователи взяли шесть моделей, имеющих два варианта силовой установки (ДВС и электрическая) или ближайший аналог в продуктовой линейке производителя:
- Hyundai Kona SEL (24 745 долларов США) — Hyundai Kona Electric SEL (35 245 долларов США);
- Hyundai Kona Limited (29 845 долларов США) — Hyundai Kona Electric Limited (43 745 долларов США);
- Ford F-150 XL (31 685 долларов США) — Ford F-150 Lightning Pro (41 669 долларов США);
- Kia Niro EX Premium (33 600 долларов США) — Kia Niro EV EX Premium (45 865 долларов США);
- Регистрация Volvo XC40 (41 945 долларов США) — Volvo XC40 Recharge Plus (56 395 долларов США);
- Nissan Versa S Xtronic CVT (17 875 долларов США) — Nissan LEAF (28 425 долларов США).
В скобках указана рекомендуемая минимальная цена, комплектации подбирались максимально подходящие по набору опций (хотя «паровозики» все же получились в среднем более «нафаршированные»). Ежемесячная стоимость расходов на автомобиль в каждом штате была рассчитана с использованием формул, учитывающих множество факторов, в том числе: местные налоговые схемы, стоимость топлива (по состоянию на 4 мая), электроэнергии, технического обслуживания (по данным Департамента среднего энергопотребления США). (DOE), средний пробег (по данным Агентства по охране окружающей среды США, EPA) и страховка.
Выяснилось, что Hyundai Kona Electric SEL и Ford F-150 Lightning дешевле своих бензиновых собратьев в каждом штате. Остальные электромобили были более прибыльными в подавляющем большинстве регионов США.За исключением KIA Niro, его гибридный вариант по-прежнему превосходил аккумуляторный вариант с минимальным отрывом с точки зрения ежемесячных расходов. По окончании срока кредита стоимость владения электромобилями резко падает, но этот период в исследовании подробно не освещается, задачи у них разные.
Среднемесячная стоимость владения электромобилями и бензиновыми автомобилями аналогичных моделей в период действия автокредита
Важно отметить, что при анализе ежемесячных расходов на электромобили учитывался налоговый вычет при покупке электромобиля на сумму $7 500. Это серьезный недостаток исследования, который подрывает многие из его возможных выводы. Кстати, сами авторы работы говорят, что эту «субсидию» нужно продлить и даже увеличить, чтобы больше американцев пересело на электромобили. По крайней мере, две из выбранных исследователями моделей — Nissan LEAF и Ford F-150 Lightning — к концу 2022 года достигнут отметки в 200 000 экземпляров, а это означает, что для них больше не будет никаких преимуществ.
Кроме того, нужно еще уметь пользоваться налоговым вычетом — это камень в огород американской бюрократии. Не все жители США, покупая электромобиль, смогут вернуть на свой счет семь тысяч пятьсот долларов.
Другая большая часть критики отчета относится к методологии. Дело в том, что цены на топливо взяты за пик 2022 года, а вот стоимость электроэнергии учитывалась по средним значениям 2021 года (свежей официальной статистики от DOE нет). При нынешнем росте цен на углеводороды на мировом рынке это делает автомобили с двигателем внутреннего сгорания неконкурентоспособными в исследовании. Хотя электричество тоже подорожало из-за высоких цен на энергоносители. Кроме того, не учитываются зарядные характеристики, характерные для значительной части владельцев электромобилей: доля зарядных станций в общем объеме покупаемой энергии.
Также аналитики почему-то включили в ежемесячные платежи стоимость эксплуатации новых машин с учетом ремонта. Хотя для них это будет значительно дешевле, чем для б/у, ведь на все поломки распространяется многолетняя гарантия.
Другими словами, исследование кажется несколько предвзятым. И это позор, потому что электромобили приносят много пользы, по крайней мере, резко, без преувеличения, снижая смертельные выбросы. Плохая огласка только усугубит ситуацию, как это уже происходит с гибридами: под «соусом» более экологичных автомобилей производители десятилетиями продавали машины, намного вреднее обычных ДВС. Да, «поезда» часто стоят дороже, чем их бензиновые или дизельные аналоги. Но они, во-первых, дешевле в эксплуатации, во-вторых, улучшают здоровье человечества.
- Хотите связаться со мной?