«Москвич-2141» (АЗЛК): описание, технические характеристики и отзывы

Статьи

«Москвич-2141» (АЗЛК): описание, технические характеристики и отзывы

В середине 1980-х завод АЗЛК выпускал заднеприводные автомобили, конструкция которых мало чем отличалась от Москвича 412, разработанного 20 лет назад. Объемы производства и экспорта неуклонно падали, несмотря на косметические обновления и выпуск «люксовой» версии. Завод, до недавнего времени являвшийся лидером автопрома СССР, становился абсолютным чужаком. Компании срочно понадобился современный и перспективный автомобиль. Такой конструкцией стал АЗЛК 2141.

Создание новой машины

Стоит отметить, что разработка перспективных моделей АЗЛК началась сразу после создания 412-го «Москвича». В 1970-е годы было создано несколько опытных заднеприводных автомобилей, но по разным причинам они не попали на конвейер.

«Москвич-2141» (АЗЛК): описание, технические характеристики и отзывы

Ближе к концу 1970-х годов на уровне министерства было принято решение о массовом внедрении переднего привода на все перспективные модели. Поскольку у завода не было ни сроков, ни опыта создания переднеприводных автомобилей, конструкторы при создании новой модели широко использовали опыт зарубежных автопроизводителей.

«Москвич-2141» (АЗЛК): описание, технические характеристики и отзывы

Одним из заимствованных решений стала компоновочная схема АЗЛК 2141. Конструкция машины предусматривала продольно расположенный двигатель по примеру продукции Volkswagen. Такое решение обеспечивало хорошую нагрузку на ведущие колеса и возможность размещения различных силовых агрегатов.

Проблемы с двигателем

Как было сказано выше, сроки создания новой модели Москвич АЗЛК 2141 были крайне сжатыми. Чтобы ускорить выпуск автомобиля, конструкторы пошли на непопулярный шаг – в качестве силового агрегата использовали двигатель УЗАМ от предыдущей модели. Элементы сцепления и тормозной системы остались без изменений.

С самого начала всем стало ясно, что 72-сильный двигатель не подходит для достаточно тяжелой машины. Поэтому начались поиски альтернативного варианта двигателя для АЗЛК 2141. Одним из главных условий выбора было налаженное серийное производство. В таких условиях единственным относительно подходящим двигателем был 76-сильный тольяттинский ВАЗ 2106.

«Москвич-2141» (АЗЛК): описание, технические характеристики и отзывы

Поскольку ВАЗ не мог обеспечить двигатели для всей производственной программы АЗЛК 2141, в серийных автомобилях использовались оба типа двигателей. Автомобили первого года выпуска комплектовались исключительно двигателями ВАЗ».

Параллельно велись работы по форсировке силовой установки УЗАМ. В ходе работы Уфимский завод столкнулся с огромными технологическими трудностями. На двигатель УЗАМ 331, предназначенный для автомобиля АЗЛК 2141, были внедрены только новая головка блока и доработанный впускной коллектор.

Читайте также:  Посетил автосалон с корейскими автомобилями HYUNDAI и глянул ЦЕНЫ на них! Показываю их вам.

Для решения проблем с двигателями завод АЗЛК начал строить собственное производство двигателей. Предполагалось выпускать два двигателя нового семейства рабочим объемом 1,8-1,9 литра: 95-сильный бензиновый и 65-сильный дизель. Этот завод не был достроен, поэтому практически все выпускавшиеся АЗЛК 2141 оснащались маломощными двигателями.

Первые серийные

Несмотря на все трудности, новый автомобиль пошел в серию в середине февраля 1986 года. Почти два года шел параллельный выпуск старой и новой моделей, и только летом 1988 года был собран последний полноприводный «Москвич», тыл. Первые 245 серийных автомобилей были розданы работникам АЗЛК и ветеранам Великой Отечественной войны.

«Москвич-2141» (АЗЛК): описание, технические характеристики и отзывы

В новой машине было много необычных для АЗЛК решений: передний привод, пятиступенчатая коробка передач, комбинация приборов с тахометром, громоздкие пластиковые бампера и многое другое. В разные годы на АЗЛК 2141 устанавливались комбинации приборов разных производителей, но все они были закрыты гнутым стеклом, не дающим бликов.

Запасное колесо было убрано из багажника под днище заднего свеса автомобиля, что позволило выровнять пол багажника. В этом решении был большой недостаток — снять колесо с места можно было только стоя на коленях.

«Москвич-2141» (АЗЛК): описание, технические характеристики и отзывы

Автомобиль позиционировался как промежуточный продукт между ВАЗом и ГАЗом, поэтому цена АЗЛК 2141 в базовой версии составляла 8 500 рублей. В «люксовой» версии (которая уже стоила около 9600 рублей) на автомобиль устанавливали стандартную магнитолу и «дворник» заднего стекла.

Отличия ранних машин

Первые АЗЛК 2141 имели повторители перед крыльями, ближе к блок-фарам. Такая конструкция фар также была первой для АЗЛК.

Детали внутренней отделки были разноцветными из-за сложности освоения производства пластмасс. Точно такие же проблемы были у ВАЗ и при выпуске первых переднеприводных автомобилей ВАЗ 2108/09. Многие элементы раннего литья отличались количеством и расположением точек крепления.

Первые автомобили оснащались фонарем в багажнике и штатным креплением помпы в обшивке, затем от установки этих деталей постепенно отказались. Ремней безопасности на задних сиденьях не было, хотя точки для их установки были.

В конструкции многих узлов первого АЗЛК 2141 использовался пластик. Из него были изготовлены конструктивные элементы топливного бака и радиатора. Позднее эти изделия стали изготавливать из металла.

Модификации

Изначально проект переднеприводного автомобиля АЗЛК предусматривал создание нескольких вариантов автомобиля целевого назначения. Некоторые из этих вариантов выпускались небольшими сериями.

Универсал АЗЛК 2141 должен был выйти на конвейер через пять лет после выпуска базовой модели, но фактически это произошло только в конце 1993 года. Но первые универсалы появились уже в 1986-1887 годах, выпускались эти автомобили из бракованных кузовов и использовались в заводских условиях. Но некоторые из этих машин позже были куплены сотрудниками. «Официальный» универсал Москвич 2335 с рессорной задней подвеской модели 2140 выпускался небольшими партиями.

Читайте также:  От легковушек и грузовиков: угадываем доноров оптики для суперкаров

Также в 1990 году было собрано несколько автомобилей седан под обозначением АЗЛК 2142. В серию этот автомобиль поступил только в 1998 году в удлиненном виде под именем «Князь Владимир» и стал одним из символов гибели завода.

Выход на экспортный рынок

В 1960-е годы АЗЛК (завод тогда назывался МЗМА) активно экспортировал свою продукцию. В отдельные годы доля экспорта достигала 65-67 процентов. Затем последовал резкий спад, связанный с быстрым моральным износом выпускаемой продукции.

По задумке разработчиков, Москвич АЗЛК 2141 должен был вернуть часть утраченного рынка. Но проблемы с двигателем не позволили новой машине сразу выйти на внешний рынок. Лишь в 1990 году была создана версия для экспорта за границу.

Поскольку серийные бензиновые двигатели не отвечали жестким требованиям по токсичности выхлопных газов, автомобиль был оснащен четырехцилиндровым дизелем. Экспортная версия с 60-сильным дизелем Ford HLD418 получила заводской внутренний рейтинг 2141-135. Первоначальный контракт между заводом АЗЛК и европейским филиалом концерна Ford предусматривал поставку 20 000 таких двигателей.

«Москвич-2141» (АЗЛК): описание, технические характеристики и отзывы

В Европу автомобили начали поставляться в 1992 году под торговой маркой Lada Aleko. Название «Жигули» использовалось из маркетинговых соображений, так как эта автомобильная марка из СССР была хорошо известна на европейском рынке.

Реализация осуществлялась компанией Deutsche Lada, дочерней компанией Волжского автомобильного завода. Но имя не помогло машине завоевать популярность — всего за один год было продано не более 400 машин. Уже в 1995 году продажи автомобилей за границу прекратились, а оставшиеся дизельные АЗЛК 2141 были реализованы на внутреннем рынке. Такие автомобили имели надписи «Алеко» и «Дизель» на крышке багажника и комбинацию приборов со встроенным индикатором передачи.

Проблемы со сбытом

Производство АЗЛК 2141 в первые годы выпуска, несмотря на критику со стороны покупателей, только увеличивалось. Многие покупатели выбрали АЗЛК 2141 из-за универсального кузова с большим багажником. Пик производства пришелся на 1991 год, когда было собрано почти 105 тысяч автомобилей.

Читайте также:  Обновленный кроссовер BYD Tang EV нарастил запас хода

Завод имел широкие перспективы для расширения модельного ряда, так как платформа машины изначально предусматривала возможность использования различных кузовов. Но низкое качество продукции и растущие проблемы с поставками комплектующих вызвали уход потенциальных покупателей. Сыграл свою роль и растущий импорт подержанных автомобилей иностранного производства, которые успешно конкурировали с новыми автомобилями отечественного производства.

Покупатели раскритиковали элементы отделки салона, которые плохо подходили и скрипели в движении. Основные нарекания вызывал двигатель УЗАМ, которым оснащалось большинство выпускаемых автомобилей. Из-за высокой степени сжатия двигатель был склонен к детонации. Распределитель, расположенный близко к земле, легко заливался водой, что приводило к сбоям в системе зажигания АЗЛК 2141.

Опоздавшие новые моторы

К 1994 году Уфимский завод смог переоснастить свое производство модернизированным оборудованием и начать выпускать двигатели большего рабочего объема. Завод АЗЛК начал комплектовать свою продукцию двигателем УЗАМ 3317 рабочим объемом 1,7 литра и УЗАМ 3313 объемом 1,8 литра. Новые двигатели значительно улучшили эксплуатационные и динамические данные машины.

Но двигатели появились слишком поздно и не могли не сказаться на продажах АЗЛК 2141. В начале 1996 года завод был в долгах, на площадках стояли тысячи недокомплектованных машин. Поставки запчастей на АЗЛК 2141 также стали нестабильными. Все эти факторы привели к первой полной остановке производства в феврале 1996 года.

Последние 2141

Через год производство было возобновлено, в серию пошли модернизированные автомобили под названием «Москвич Святогор». Эта машина имела множество различных модификаций и заслуживает отдельного рассказа. Можно сказать одно: Святогорский завод и машины на его базе спасти не удалось, они лишь отсрочили свою гибель на пять лет.

«Москвич-2141» (АЗЛК): описание, технические характеристики и отзывы

В новых автомобилях увеличилось количество импортных комплектующих. Это позволило улучшить расходные характеристики машин, но во время кризиса августа 1998 года завод понес большие убытки. Экономическое положение завода всегда было тяжелым, и этот удар оказался фатальным. В конце 2001 года магистральный транспортер АЗЛК остановился во второй и последний раз.

Василий Штормин
Главный редактор , wekauto.ru
Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.
Оцените статью
WekAuto.ru
Добавить комментарий