Какой-то он недоделанный — что думают о новом законе Минтранса

Статьи

Как-то недоработано: что вы думаете о новом законе Минтранса

С начала прошлого года в российском правовом поле активно обсуждается законодательное регулирование автономных транспортных средств. Точнее, как бюрократы их классифицируют: высокоавтоматизированные и полностью автоматизированные транспортные средства (VTS или VATS). К концу 2021 года Минтранс и все заинтересованные ведомства с участием профильных экспертов и бизнес-организаций подготовили законопроект. По плану уже в июне 2022 года документ должен был поступить в правительство, чтобы приступить к его рассмотрению.

Однако вряд ли это произойдет: на одном из предварительных этапов законопроект был признан недостаточно полным. Как сообщают «Ведомости», эксперты Кодификационного совета при президенте назвали документ сырым и отметили в нем ряд недостатков. Среди прочего, большинство его положений не учитывают специфические характеристики дронов, а вместо этого содержат отсылки к действующему законодательству. Результат такого подхода однозначен: регулирование операции будет неполным.

Как-то недоработано: что вы думаете о новом законе Минтранса

Что самое проблемное, так это полное отсутствие в законопроекте конкретных ответов на самый главный вопрос: ответственность за ДТП. Теперь за автомобиль отвечает лицо (физическое или юридическое), которое им пользуется, то есть не только владелец, но и арендатор или любое лицо, которое на законных основаниях им управляло. В зависимости от результатов расследования ДТП виновным может быть признан как водитель, так и, например, механик, ремонтировавший автомобиль (или другое лицо, ответственное за его состояние).

Но когда речь идет о дронах или транспортных средствах с усовершенствованными системами помощи водителю (ADAS), в операции активно участвует еще одна сторона: производитель (создавший программное обеспечение) и диспетчер (для «полных» автопилотов). То есть в случае аварии одновременно могут появиться только два виновника ВТС: программа и тот, кто должен управлять ею дистанционно. По сути, этот момент является краеугольным камнем всего законодательства, связанного с допуском дронов на дороги общего пользования.

Читайте также:  Тюнинг Honda Accord – как старшее поколение помогает младшему

Как-то недоработано: что вы думаете о новом законе Минтранса

В Европе пошли по пути ожидания прецедента: немецкие бюрократы расстелили солому, насколько могли, и разрешили работать автомобилям на автопилоте. Кроме того, Мерседес уже начал продавать этот тип автомобилей, что сделало марку первой в мире в этой области. Российские законодатели отличаются большей осторожностью и расчетливостью, столь рискованное регулирование вопроса маловероятно в нашей стране. Так что документ, предложенный Минтрансом, скорее всего, придется дорабатывать.

Напомним, законопроект устанавливает ряд требований к военно-техническому сотрудничеству, аналогичных другим участникам дорожного движения, но, по идее, со своими деталями. Поэтому дронам предписывалось обязательное страхование, регулярные технические осмотры и обслуживание владельцем, а также своевременное обновление программного обеспечения. Представитель НТИ «Автонет», принимавший участие в рассмотрении законопроекта, отметил, что не были учтены детали ВТС. С ним согласен Максим Матросов, старший менеджер проектов технологических конкурсов НТИ Up Great. Он указывает, что даже на полигонах возникают ситуации, когда источник вызвавшего его воздействия не очевиден ни внешний, ни внутренний.

Яндекс, который помог Минтрансу создать законопроект, придерживается другого мнения. Представитель компании сказал, что разработка уставов — это нормальная практика. А учесть все нюансы эксплуатации дронов невозможно без подробной статистики их применения (которой, естественно, нет). Иными словами, лучше сначала издать закон, пусть неполный, но вступивший в силу, чем откладывать отработку и полноценную работу ВТС на годы вперед.

Как-то недоработано: что вы думаете о новом законе Минтранса

Василий Штормин
Главный редактор , wekauto.ru
Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.
Читайте также:  Портативное пусковое устройство для автомобиля. Выбор, отзывы
Оцените статью
WekAuto.ru
Добавить комментарий