Автомобильная промышленность – это, пожалуй, одна из самых пострадавших от развала СССР отраслей народного хозяйства. Практически все заводы были связаны межреспубликанской кооперацией. С кончиной союза все эти наработанные десятилетиями связи, рухнули и заводы начали закрываться и разоряться.
Про качество советских автомобилей в этой статье говорить не будем – это совершенно другая история. Пусть оно и было довольно среднего качества, но нужды страны советский автопром в основном удовлетворял.
Первой в ряду автомобилестроителей стояла Российская Федерация (РСФСР). Основные автопредприятия располагались здесь: Москва – ЗиЛ, АЗЛК, Горький (Нижний Новгород) – ГАЗ, Набережные Челны – КамАЗ и «Ока», Ульяновск – УАЗ, Миасс – «Урал», Ижевск – «Иж-Москвич». Кроме них было еще более десятка автосборочных предприятий, где из комплектующих делали уже более специализированную технику.
С развалом СССР абсолютно все автозаводы пережили серьезный экономический кризис. Многие после него так и не смогли подняться – ЗиЛ и АЗЛК умирали долго и мучительно.
На российский рынок зашли западноевропейские, американские, японские, а чуть позже корейские и даже китайские автопроизводители. Автомобили начали собирать в Калининграде и Владивостоке, но все это иностранные марки. Своего, исконно российского в России осталось крайне мало.
Украина сумела отстоять лишь крохотную часть своего некогда могучего автопрома. Сегодня уже многие забыли, что во Львове выпускали великолепные автобусы ЛаЗ, в Запорожье – «Запорожцы», в Луцке — ЛуАЗы, маленькие, но очень тяговитые внедорожники, в Кременчуге – могучие тягачи КрАЗ.
Сегодня от этого многообразия остался только Кременчуг. Но можно ли назвать полноценным производство нескольких сотен грузовиков? В свои лучшие годы с КрАЗ со своего конвейера выпускал несколько десятков тысяч машин.
Белоруссия осталась при своих – МАЗы и особенно БелАЗы смогли после распада Советского Союза завоевать и мировой рынок. Большегрузные карьерные самосвалы белорусского производства за счет своей цены смогли потеснить даже американский Caterpillar . Такого даже в советские годы не было.
В Латвии выпускали отличные микроавтобусы на заводе РАФ, но его уничтожили в первые же годы независимости. Вместе с рижским заводом ко дну пошел и Ереванский автозавод, который работал на комплектующих из Риги. Здесь на протяжении многих лет выпускался очень востребованный легкий автофургон.
В какой- то момент в Ереване хотели выпускать автомобили ВАЗ, но эти планы так и остались планами.
С кончиной СССР кончилась и история грузинского автомобиля «Колхида». Делали его на базе ЗиЛа. Машина имела кучу недоработок и недостатков, но каждый год модель совершенствовалась, а качество сборки улучшалось.
Правда, недавно появилась информация, что в Грузии начнут собирать российскую «ГАЗель». Но это не точно!
А вот Узбекистан наоборот в годы независимости обзавелся своей автомобильной промышленностью – здесь сразу на трех заводах начали выпускать сначала корейские Daewoo, а затем и американские Chevrolet. Причем модельный ряд очень широкий – от крошек Matiz до многотонных грузовиков. В Россию эти машины не экспортируется, но всех своих соседей Узбекистан успешно снабжает этими автомобилями.
Поговаривают, что Китай очень заинтересован в размещении производства своих автомобилей в Казахстане. Возможно, скоро еще одна бывшая советская республика станет в ряду отверточных сборщиков автопроизводителей.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь с друзьями и комментируйте прочитанное – ваше мнение очень ценно.