Из жары в озноб: зачем нужен датчик температуры охлаждающей жидкости и как его проверить

Статьи

От жары к холоду: зачем нужен датчик температуры охлаждающей жидкости и как его проверить

Сам датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) – штука простая и очень надежная. Но выход из строя этого датчика может сильно усложнить жизнь, поскольку влияет на многие параметры двигателя. Можно долго искать причину сложного запуска двигателя или его желание остановиться на горячем, а можно скрыть в мелкой детали, что не очень дорого, а просто руками меняет. Но как понять, что пора его заменить или хотя бы проверить?

Пуск, прогрев и перегрев

Что такое ДТОЖ с точки зрения физики? Это просто термистор, резистор (сопротивление), параметры которого зависят от температуры. Точнее, параметр только один – само сопротивление. Чем выше температура охлаждающей жидкости, тем меньше сопротивление (обратная зависимость). Для измерения этого сопротивления через один из проводов в разъеме датчика подается постоянное положительное напряжение 5 Вольт. Так что все просто: по тому, насколько упало напряжение, измеряется сопротивление термистора в текущий момент времени, и данные отправляются в ЭБУ для обработки. А сам пересчитывает, какая температура теплоносителя. Зачем тебе это? И это нужно для решения различных задач.

Во-первых, правильно приготовить топливно-воздушную смесь. При холодном старте он должен быть побогаче, значит, нужно кончиться. Во-вторых, дроссельная заслонка должна быть открыта должным образом, чтобы должным образом запустить холодный двигатель и, по мере его прогрева, уменьшить частоту вращения коленчатого вала. В-третьих, когда автомобиль уже прогрет, необходимо проверить температуру антифриза и при необходимости включить вентилятор охлаждения. Все это обеспечивает датчик температуры даже в простых машинах.

В более сложных машинах (и двигателях) датчик может выполнять и другие функции. Его информация помогает управлять термостатом с электронным управлением, а при наличии двух датчиков (на патрубке на выходе из агрегата и на патрубке на выходе из радиатора) они проверяют работу системы охлаждения. Они могут изменять скорость вращения вентиляторов, могут сигнализировать, что что-то не так и не работает система охлаждения.

Читайте также:  Корпоративный календарь «КАМАЗ» — на 2021 год

От жары к холоду: зачем нужен датчик температуры охлаждающей жидкости и как его проверить

Вообще у ДТОЖ много функций. А если он вдруг перестанет работать, двигатель будет вести себя некорректно. Во-первых, холодный старт может быть очень сложным. Дроссельная заслонка может не открываться на нужный угол, из-за чего скорость после запуска двигателя будет недостаточной. А при повышении температуры может произойти обратная ситуация: несмотря на повышение температуры, скорость не снизится, кроме того, может не включиться вентилятор системы охлаждения, и могут появиться ошибки приготовления смеси. Проявления могут быть разными, а значок проверки двигателя может быть опасно тихим. А если загорится, то сам по себе ничего не скажет – вам понадобится диагностический сканер. 

Ну с ним все просто – достаточно проверить на наличие ошибок в диапазоне P0115 – P0118 или, что еще лучше, проверить значения, которые выдаёт датчик при нагревании антифриза. Одним словом, жизнь со сканером проста и красива, а самый лучший и простой способ проверить ДТОЖ – это проверить диагностический разъем с помощью приличного сканера. Но что, если его нет под рукой?

Не виноватый я!

К сожалению, нужен как минимум мультиметр. Но иногда можно обойтись и без этого просто благодаря простоте конструкции сенсора.

Действительно, что там может сломаться? Почти ничего. Если, конечно, в систему охлаждения не налить воду из-под крана, само сопротивление могло загнить (ведь датчик в антифризе, температуру которого он измеряет). В остальных случаях выходит из строя его проводка. Поэтому проверку датчика следует начинать с проверки проводки. Для начала снимаем микросхему разъема и смотрим, все ли там в порядке. Если мы видим отвратительные зеленые (или серые, или даже белые) оксиды, то сначала нужно все очистить и только потом проводить диагностику. 

Имеет смысл слегка потянуть за все провода, подходящие к датчику. Вполне вероятно, что один из них сгнил внутри изоляции и не выполняет свою функцию. Это гораздо более вероятно приведет к повреждению самого датчика.

От жары к холоду: зачем нужен датчик температуры охлаждающей жидкости и как его проверить

Если контакты чистые, а провода разъема не гнилые, понадобится мультиметр. Сначала проверяем, поступает ли на датчик постоянное напряжение. Если он есть и действительно постоянный (как я уже сказал выше, обычно это пять вольт), вы можете проверить сам датчик. Есть два способа попробовать это: для ленивых и для скучных. Сначала попробуем сделать это для ленивых.

Читайте также:  Как отрегулировать зеркала в автомобиле

Снимать датчик не нужно. Вам просто нужно измерить его сопротивление. Но желательно сделать это не менее трех раз: при полностью прогретом двигателе, через 20 минут после его выключения и после полного остывания двигателя. А теперь мы смотрим на три наших измерения. Поскольку сопротивление термистора в зависимости от температуры меняется очень сильно (от 150-200 Ом на горячем двигателе до 7-8 кОм до нуля), разница в измерениях должна быть очень значительной. Если этого не происходит, то с датчиком явно что-то не так. Можно смело покупать новый и не мучиться дополнительными замерами. Это был путь ленивых.

Путь скуки, конечно, труднее. Я не знаю, сколько раз они ходят в жизни, но это существует. Первым шагом на этом пути является снятие самого датчика. Для этого нужно слить много антифриза и не обжечься. Датчик имеет резьбу, поэтому вам просто нужно его открутить. 

От жары к холоду: зачем нужен датчик температуры охлаждающей жидкости и как его проверить

Берем домой и готовим что-то вроде кувшина с водой и градусника. Тогда вы, наверное, уже все поняли: мы измеряем сопротивление датчика, погруженного в воду с определенным шагом (3, 5 или 10 градусов, в зависимости от степени перфорации). В результате действий получаем кривую сопротивления и смотрим, все ли на ней в порядке. Конечно, чтобы узнать, вам нужно найти данные на датчике, который вы проверяете. Если значения сопротивления при определенной температуре воды соответствуют указанным в справочнике, то все в порядке.

Почему я назвал именно этот метод скучным? Потому что в принципе достаточно провести два измерения – при известной комнатной температуре и в кипящей воде (которая всегда около 100 градусов) – и сравнить их с нормальными значениями. Термистор исправен или нет. Теоретически может даже соврать, но это очень редкий случай. 

Читайте также:  Порезать Lamborghini и стать известным

Вместо заключения

Нет возможности продлить срок службы датчика охлаждающей жидкости. Как я уже сказал, чаще страдают его проводка и разъем, которые находятся в агрессивной среде. Их жизни портит не только уличная грязь, но и то, что они работают в очень горячем антифризе. От этого никуда не деться, поэтому здесь можно запомнить только одно правило: прежде чем броситься в магазин за новым ДТОЖ, нужно проверить его проводку. В основном это правило работает практически с любым датчиком. Кроме более капризных, например, парктроник можно убить мойкой высокого давления. 

От жары к холоду: зачем нужен датчик температуры охлаждающей жидкости и как его проверить

Но что реально болит датчик, так это очень старый антифриз в виде коричневой жижи, залитый в систему охлаждения. Когда эта свалка перегревается, она становится еще более агрессивной, и даже такое простое устройство, как этот датчик, легко умирает внутри. Поэтому хотя бы изредка необходимо менять антифриз: при большом количестве воды, ржавчины и грязи он хуже остывает и снижает ресурс других деталей (и я не про датчик, а, ибо например, на радиаторах и помпе).

Ну а управлять ДТОЖ проще всего все-таки сканером. Да, можно и без него, но с ним все можно делать быстрее. При работе мультиметром на горячем двигателе берегите руки и помните, что в первый раз после остановки двигателя давление в системе все равно больше, поэтому перед снятием датчика необходимо тщательно слить антифриз (в любом случае, если необходимо.

Василий Штормин
Главный редактор , wekauto.ru
Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.
Оцените статью
WekAuto.ru
Добавить комментарий