Многие автолюбители при выборе нового автомобиля уже задумываются, как они будут его перепродавать. Понятно, что рынок в последние месяцы непредсказуем: сказывается и рост цен, и дефицит, но все равно в итоге хочется терять минимум денег. Как это сделать?
Самый простой способ узнать, какие производители и модели стоит перепродать, — это посмотреть на рейтинг сохранения стоимости. В Сети их много, но смотреть на европейские или американские нет смысла: другие модели, покупательские предпочтения, другой рынок, фискальные реалии. Для России Автостат предоставил обновленную статистику по годовым рейтингам остаточной стоимости за 10 лет. Составляя свежую выборку, специалисты проанализировали цены на новые и подержанные автомобили 55 марок, 335 моделей и 1100 модификаций. Он показывает остаточную стоимость трехлетнего подержанного автомобиля в 2021 году по сравнению со стоимостью нового в 2018 году.
В сегменте B самыми прибыльными для владельцев оказались Kia Rio (удержание стоимости 106,7%), Renault Sandero (104,7%) и неожиданно редко встречающийся на наших дорогах Citroen C3 Aircross (104,4%). Аналогичная ситуация и во втором по популярности сегменте на российском рынке, среди B-кроссоверов. Первые два ряда занимают бестселлеры Hyundai Creta (112,7%) и Renault Duster (106,3%). А на третьем месте оказался нишевый Suzuki Jimny (105,5%). Редкости можно заметить и в других классах, поэтому необходимо сделать ряд пояснений. После этого получается, что рейтингами нужно руководствоваться с различными оговорками.
Понятно, что в здоровой экономической среде цифры явно не могут быть выше первоначальных 100% цены нового автомобиля. Однако в России происходит существенная коррекция цен, и трехлетние автомобили продаются на вторичном рынке дороже, чем новые. Это только кажется чрезвычайно выгодным: когда вы пойдете к дилеру за новым автомобилем, вы удивитесь ценам, даже если вы только что продали свой старый автомобиль по очень высокой цене, согласно данным в таблице.
Отсюда следует второе предупреждение. Сохранение стоимости на стабильном рынке зависит от того, насколько медленно подержанный автомобиль теряет в цене. В России степень удорожания нового имеет ключевое влияние, ведь продавцы подержанных автомобилей при установлении цены ориентируются именно на его стоимость. Поэтому в тройку лидеров часто попадают менее популярные модели: их цена взлетела за три года.
Как должно быть по идее? Официальная инфляция за 2018-2021 годы в России составила 22,2%. Считается, что в нормальных условиях только за первый год автомобиль теряет в цене 20%. Таким образом, естественный прирост цен за четыре года эквивалентен только одному году работы. Это означает, что стоимость подержанных автомобилей должна снизиться менее чем на 100% по сравнению с новыми.
Ну а если он основан исключительно на курсах валют? Доллар с 2018 по 2021 год, если усреднить колебания, вырос по отношению к рублю примерно на 17%, к евро — на 13%. Это даже намного ниже официального уровня инфляции, который сам по себе является «баснословным» показателем! Понятно, что такого небольшого повышения цен у нас не было и быть не могло.
Все сходится, если верить реальному росту стоимости новых автомобилей. К сожалению, фактическая и официальная инфляция — две большие разницы. В качестве примера очень подойдет кросс-купе Renault Arkana. Модель была запущена в 2019 году и за два года подорожала на 50%. Без рестайлинга и прочих обновлений, традиционно влияющих на цену. И это без учета последней корректировки цены, произошедшей на днях. Lada Granta, расположенная на максимуме, подорожала примерно на 40% за три года. Это означает, что подавляющее большинство моделей прибавили в цене примерно одинаковую сумму. Увеличение стоимости новых автомобилей на 40-50% примерно равно предполагаемому убытку стоимости автомобилей с пробегом. Поэтому при анализе выходит остаточная стоимость около 100.
Помимо цен на конкретные модели можно дать несколько практических советов по выбору автомобиля. При прочих равных условиях популярные автомобили становятся все менее дешевыми. Они продаются за десятки тысяч в год, но также пользуются отличным спросом на вторичном рынке. Если это так, то демпинг не имеет смысла, а цены остаются относительно высокими. При выборе нового автомобиля для последующей перепродажи выгодными будут Лада, Киа, Хендай, Рено или Тойота. Но для покупателя на вторичном рынке более интересны Citroen, Peugeot и Opel.
Потери в стоимости в премиальном сегменте всегда больше, чем в массовом. Эта аксиома работает и на российском рынке. Взгляните на данные Автостата: в таблице с массовыми брендами показатели ниже 100% встречаются редко, а у премиальных брендов, наоборот, в порядке вещей. Также чем дороже модель, тем больше разница между новой и подержанной. Седаны представительского класса, самые престижные в автомобильной иерархии, хуже всего сохраняют свою стоимость. Трехлетний Mercedes S-Class будет стоить 81,4% от цены нового, Audi A8 — 79,5%, Lexus LS — 67,3% — на треть дешевле! И это при том, что цена на новые тоже растет.
Новые автомобили отечественной сборки дорожают медленнее, чем импортные. Таким образом, кое-где в рейтингах остаточной стоимости видны парадоксы. Например, все те же Citroen C3 Aircross и Suzuki Jimny. Они заметно подорожали за три года, а трехлетки торгуют с прицелом на цену новых автомобилей. Есть и обратные примеры. Шкода Октавия собирается в России и очень популярна как без пробега, так и с пробегом, но не в топе.
Наконец, магия бренда вступает в игру. Российские покупатели питают слабость к Toyota, Lexus и Mercedes-Benz. Поэтому многие из них в своих классах являются одними из лучших с точки зрения удержания остаточной стоимости. А искать Ягуар на вторичном рынке выгоднее, ведь он быстрее других теряет в цене.
При таком росте цен и экономических потрясениях в России автомобиль превратился в объект инвестиций: с годами он почти не дешевеет. Жаль, что это всего лишь иллюзия. Его нарушает падение курса рубля и рост цен на новые автомобили. Теперь совет простой: если хотите потерять минимум, берите что-то из бестселлеров или непотопляемую Тойоту.
- Хотите связаться со мной?