Дефицитный советский антикор «Феран»: эксперимент с автохимией из СССР, которая хранилась 32 года

Статьи

Дефицитный советский антикор

Революционный для СССР 1980-х антикор Феран мог помочь выжить гораздо большему количеству Жигулей, Москвичей, Волг и Запорожцев до наших дней, но особенности производства ширпотреба с нелепой советской системой распределения заказов через фабрики и склады снабжения сделали уникальный инструмент дефицитным и редким, а развал страны полностью его загубил. Однако нам удалось получить дефицитный продукт и проверить его на практике.

В СССР был грустный анекдот, который применялся почти ко всем отечественным маркам автомобилей: «Если вы едете на Москвиче (Жигули, Волга, введите правую) в глубокую чащу леса, заглушите двигатель и прислушайтесь, ты слышишь, как он гниет».

Сегодня многие с удовольствием вспоминают (а некоторые и сейчас используют!) старые советские средства борьбы с кузовной коррозией. Знаменитый препарат «Мовиль» с ингибиторами коррозии, появившийся в 1977 году, не менее известный и легендарный (настоящий и надуманный) промышленный консервант «оружейная смазка» (тоже якобы с ингибиторами), различные вводящие в заблуждение смеси на основе битумных мастик и масел , включая даже секретные стратегические ингредиенты, украденные сотрудниками из различных «почтовых ящиков» и НИИ труда… Все это и многое другое использовалось как по отдельности, так и в составе различных коктейлей, обычно смешиваемых хаотично, в интуитивно понятных пропорциях. Его наносили холодным и горячим, прямо на ржавчину, на очищенный до блеска металл.

К сожалению, все эти средства были достаточно завышены даже в то время, когда они активно использовались. Сегодня они еще более переоценены, потому что срабатывает эффект старой школы. Люди, чья молодость пришлась на 80-е и 90-е, теперь с удовольствием играют в устаревшие 8-битные «денди», которые наполняют магазины ностальгической волной и убеждают себя и окружающих, вспоминая рассказы своих родителей, бабушек и дедушек, как волшебны были «мовиль «, «Пушсало» и другие композиции того времени. Миф покрывается все новыми и новыми «деталями» и преувеличениями и жизни, жизни, жизни… Кстати, им пользуются и различные мошенники, предлагающие «действительно советские» антикоррозийные препараты на барахолках и в соцсетях

Дефицитный советский антикор

На самом деле толковых способов борьбы с коррозией в «пуссальный» период не было. Чуть помедленнее, конечно, можно было. Но остановить процесс полностью, а тем более, чуть ли не «откатить вспять», поскольку ностальгирующим по «тому самому, настоящему советскому Мобилу», конечно же, не удалось…

Все дело в том, что остановить уже начавшуюся коррозию препаратами, не обладающими действительно высокотехнологичными характеристиками, невозможно. Состав практически любого продукта можно разделить на ингибитор коррозии (меньший объем) и основной компонент-носитель (большего объема, вещество, как правило, на основе нефтепродуктов), и все это достаточно эффективно при применении даже к ржавчине, но только если машина.. не едет! В этом случае работает ингибитор, несущий компонент надежно удерживает его в виде слоя и изолирует от атмосферной влаги. Но как только машина начинает работать и слой покрытия начинает испытывать нагрузки от песка, камней, снега, влаги, температуры и т.д., он повреждается и быстро теряет свои защитные свойства.

Читайте также:  РИЗ — первенец «КАМАЗа», часть вторая

Все эти меры защиты кузова сказываются только на идеально очищенном до блеска металле, который, кстати, тоже неплохо предварительно пройтись фосфатирующими составами. Но гладко почистить старую, изношенную машину до блеска нереально. На днище, в районе рейлингов, в колесных арках (не говоря уже о скрытых полостях) слишком много изгибов, углов и прочих труднодоступных мест, с которыми справится только мощный пескоструйный аппарат в специально оборудованной камере, который среднему автолюбителю, конечно, нет.

Дефицитный советский антикор

В 70-е годы «Мобил» произвел фурор среди советских автомобилистов, ведь раньше ничего подобного не было. В прессе его сравнивали с продукцией небезызвестного голландского бренда Tectyl (который в то время уже был известен в СССР — правда, в основном только среди специалистов нашей химической промышленности, выезжавших на международные выставки и консультации) и находили полностью соответствует «буржуазной» химии по защитным качествам. Однако несколько лет активного использования Мовиля советскими автомобилистами выявили главную проблему: этот антикор отлично подходил для обработки открытых и днищевых поверхностей типа дверей и т.п., но не задерживался в колесных арках он быстро смылся водой с песком и солью.

С учетом этих трудностей в 1984 году был создан советский антикор «Феран». Его разработали в одной из организаций из списка создателей знаменитого «Мовиля», в Вильнюсском конструкторском бюро «Союзбытхим». Сегодня об этом препарате остались лишь смутные воспоминания, но благодаря одному из наших читателей нам удалось познакомиться с чудо-антикором поближе и даже попробовать его в работе. Разобрав в старом гараже отцовский сток, он обнаружил полную канистру «Фераны» 1990 года выпуска, которая не потеряла ни текучести содержимого, ни, как оказалось, характеристик!

В литровом кувшине краска частично облезла, но не сильно пострадала. Главное, чтобы крышка сохранила стопроцентную герметичность.

Читайте также:  Как выставить зажигание на ВАЗ-2109. Рекомендации

Дефицитный советский антикор

Интересный для того времени дизайнерский прием: дно и крышка кувшина штамповались из одного и того же рулона металла с оттиском, шедшим на его цилиндре. Этот дизайн выглядит оригинально и сейчас.

На крышке бумажная табличка с датой: апрель 1990 г. Производитель — Бийский олеумный завод. Эта компания, кстати, существует и по сей день. Известен массовым производством военных и промышленных взрывчатых веществ, а как «побочный эффект» — малое разнообразие «ширпотреба», которым часто оказывались дикие стратегические предприятия ВПК.

Дефицитный советский антикор

Разлитый в стеклянную тару, «Феран» из нашей баночки демонстрирует консистенцию, которая не изменилась за три десятилетия! Хотя срок годности, указанный на упаковке, составляет 12 месяцев. Но сохраняются ли свойства?

Дефицитный советский антикор

Физико-химическая сущность этого состава и его действия были весьма интересны. Если «Мовиль» после полимеризации образовывал относительно мягкий слой смеси нефтяных дистиллятов с ингибитором коррозии, то «Феран» представлял собой вид краски, затвердевающей в твердую корку, еще и с ингибиторами коррозии. Основой «Ферана» является своего рода масляная краска, так как для ее разбавления используется растворитель 651, который по большей части состоит из уайт-спирита.

Главное, что «Феран» не требовал глубокой очистки защищаемой поверхности, а тем более очистки до металла! Достаточно было смахнуть стальной щеткой только самую густую и рыхлую ржавчину, если она была. На оставшуюся ржавую поверхность (но всегда сухую!) густо наносили состав кистью, пропитывали, заставляя с помощью ингибиторов терять коррозионную активность и переводя ржавчину, по сути, на механический наполнитель, улучшающий стойкость покрытия. Средство затвердевало прочной коркой, которая, в отличие от мовиля, образовывала нечто вроде «крылового покрытия», стойкого к механическим и солевым воздействиям. Если окрашенный участок кузова оголился и окислился, то роль грунтовки играло нанесение Ферана.

Дефицитный советский антикор

Чтобы проверить свойства дефицитного советского антикора, мы провели очень близкий к реальности эксперимент. Был взят кусок стальной ленты (10х40 мм, толщиной 0,3 мм), которая сильно пострадала от коррозии.

Читайте также:  Уплотнитель капота: особенности применения

Дефицитный советский антикор

По инструкции металлическая пластина была промыта водой, высушена, слегка обезжирена бензином и чуть выше ржавчины покрыта двумя слоями Ферана. Для ускорения высыхания использовался технический фен, поэтому местами видны пузыри, что плохо, но мы решили рассматривать это как дополнительное усложнение условий испытаний.

Дефицитный советский антикор

После обработки табличка на двух небольших, но мощных неодимовых магнитах-таблетках была прикреплена к кузову автомобиля внутри арки переднего колеса, в районе «ванны» из соли и постоянного выкрашивания грязью и влагой.

В другой колесной арке в качестве контрольной закрепили вторую аналогичную пластину, вырезанную из такого же куска ржавой металлической ленты, но уже без какой-либо защиты.

Дефицитный советский антикор

Дефицитный советский антикор

Дефицитный советский антикор

Наш эксперимент начался незадолго до первого снегопада в ноябре 2021 года и закончился в апреле 2022 года. Чуть более 5 месяцев машина без ограничений ездила по улицам Москвы, залитые реагентами. После этого пластины удаляли и проверяли целостность покрытия.

«Феран» не подвел даже спустя более трех столетий – несмотря на нанесение прямо на ржавчину, древний советский антикор надежно направленный процесс получения и защитил металл от внешних воздействий, позволив ему остаться в том состоянии, в котором он оказался в конечном состоянии! Пробная среза покрытия показывает, что под нижним соем ж ж, А верхние слои свободно изолировали ее от влаги и кислорода, устояли перед песком, снегом и сою

Дефицитный советский антикор

Дефицитный советский антикор

Неконтрастная ластина, как и совало ожидать, продожила интенсивный план кораллового кородирова набора.

Дефицитный советский антикор

Конечно, наш эксперимент не претендует на академическую точность, а скорее наглядно демонстрирует эффективность Ферана в реальных условиях. И при этом помнить, что в СССР были средства эффективной защиты от коррозии, не получившие достаточной славы и внимания. Может быть, вы помните что-то еще?

Василий Штормин
Главный редактор , wekauto.ru
Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.
Оцените статью
WekAuto.ru
Добавить комментарий