Бедность, дым и ошибки: что такое подсос воздуха и как его найти самостоятельно

Статьи

Бедность, дым и клопы: что такое подсос воздуха и как его найти самостоятельно

Часто в материалах о проблемах и поломках старых автомобилей мы говорим о подсосе воздуха. А что это за подсос? Что и где можно сосать? И самое главное — как понять, что есть такая проблема?

Для начала оговоримся: сегодня речь пойдет только о бензиновых двигателях. В дизеле тоже могут быть течи (иногда интересным является подсос воздуха в топливную систему), но мы немного упростим задачу, сузив тему.

Слишком бедно

Так что же такое подсос воздуха? Если совсем просто, то это неучтенный датчиками (датчиком массового расхода воздуха или датчиком абсолютного давления, работающим в связке с датчиком температуры воздуха) забор воздуха на впуске. Почему-то многие уверены, что подсос появился вместе с инжекторными автомобилями. Это неправда. Конечно мы постоянно встречаем ДМРВ и ДАД только в инжекторах, но подсос мог быть и в старых добрых карбюраторных машинах. Правда, там его причину обнаружить и установить было проще: электроники минимум, поэтому лишний воздух шел только от каких-то неплотностей в карбюраторе или из-за неисправного вакуумного усилителя тормозов. Наверняка многие автолюбители старой школы помнят типичную неисправность, когда двигатель тормозил или глох при каждом нажатии на педаль тормоза. И, конечно же, все эти же уважаемые автолюбители сразу назовут самый действенный способ устранения подсоса воздуха через вакуумный усилитель — вкрутить в его патрубок болт, а затем затянуть его хомутом. Конечно, «вакуум» после таких действий перестал работать, педаль тормоза стала дубовой, но двигатель уже не остановился — воздух через прорванную мембрану усилителя не попал в коллектор, где он должен быть пустым все эти же уважаемые автолюбители сразу назовут самый действенный способ устранения подсоса воздуха через вакуумный усилитель — вкручивание болта в его патрубок, а затем затягивание хомутом. Конечно, «вакуум» после таких действий перестал работать, педаль тормоза стала дубовой, но двигатель уже не остановился — воздух через прорванную мембрану усилителя не попал в коллектор, где он должен быть пустым все эти же уважаемые автолюбители сразу назовут самый действенный способ устранения подсоса воздуха через вакуумный усилитель — вкручивание болта в его патрубок, а затем затягивание хомутом. Конечно, «вакуум» после таких действий перестал работать, педаль тормоза стала дубовой, но двигатель уже не остановился — воздух через прорванную мембрану усилителя не попал в коллектор, где он должен быть пустым 

Бедность, дым и клопы: что такое подсос воздуха и как его найти самостоятельно

Но все это было давно. Сейчас все чаще для работы наддува используются вакуумные насосы (обычно на турбированных двигателях, а на дизелях они уже давно — там вакуума нет), а современные форсунки гораздо чувствительнее к воздуху не учтено вместо примитивных карбюраторов. В то же время последствия этой воздушной напасти могут быть заметно серьезнее.

Так чем же грозит поток лишнего воздуха? Последствия могут быть разными и могут зависеть от того, какие датчики используются в автомобиле: ДМРВ или ДАД с ДТВ.

Задача этих датчиков – создать идеальную смесь воздуха и топлива с соотношением 14,7 к 1, то есть на один килограмм жидкого топлива должно приходиться 14,7 кг воздуха. ДМРВ измеряет количество поступающего воздуха практически напрямую, а вот ДАД вынужден не только измерять давление поступающего воздуха, но и контролировать его температуру с помощью ДТВ (для расчета плотности воздуха), а уже потом, в зависимости от по данным обоих датчиков ЭБУ рассчитывает количество воздуха, которое поступает для приготовления смеси. Что система с ДМРВ, что система с ДАД и ДТВ хорошо работает только при одном условии: весь воздух должен проходить только через эти датчики. Как только вы найдете решение, все показания датчиков теряют смысл: ЭБУ не видит, что воздуха больше и топливовоздушная смесь обедняется. И двигатель начинает «колбаситься». Но немного другое.

Читайте также:  Что нельзя делать с механической коробкой передач?

Мотор с ДМРВ острее реагирует на подсос. Набор сопутствующих проблем обширен, и винить во всем подсосы воздуха сложно: уж слишком разнообразными могут быть последствия. Двигатель может лихорадить на холостых оборотах, может перестать нормально «тянуть», разгон становится медленным и нудным, как поклевка сытого карпа. Кроме того, это обычно увеличивает расход топлива. При таких симптомах часто начинают лихорадочно искать манометр и мерить давление топлива в рампе; это очень похоже на умирающий топливный насос. Отчасти в этом есть смысл: умирающая помпа, как и подсос воздуха, может привести к обеднению смеси (а чаще просто к ее отсутствию). Тем не менее, не стоит сразу кидаться в каталог и ужасаться стоимости нового насоса. Причина, вероятно, может быть устранена с помощью одной отвертки.

Бедность, дым и клопы: что такое подсос воздуха и как его найти самостоятельно

Датчик массы воздушного потока

Если ЭБУ готовит смесь, основываясь на данных ДАД и ДТВ, то знаки всасывания обычно несколько отличаются. Принципиальное отличие состоит в том, что здесь состав смеси часто не меняется в сторону истощения, а количество бензина увеличивается пропорционально поступлению избыточного воздуха. За это надо благодарить контрольный лямбда-зонд, который видит в выхлопных газах слишком много несгоревшего кислорода, сходит с ума от собственных показаний и пытается долить бензина. В этот момент ЭБУ начинает подозревать, что что-то идет не по плану: датчик положения дроссельной заслонки говорит, что никто не нажимает на дроссельную заслонку, и по какой-то причине количество воздуха и топлива увеличивается, вызывая увеличение оборотов холостого хода. Без ума от того, что происходит он может полностью перекрыть подачу топлива, в этом случае обороты холостого хода интересно плавают: волнами, от слишком высоких до слишком низких. Однако это случается в очень запущенных случаях, когда слишком много неучтенного воздуха, а чаще можно заметить лишь увеличение оборотов холостого хода. Когда ЭБУ понимает, что он сошёл с ума или что-то сломалось, он может выдать ошибки и включить «Check Engine». В этом случае при компьютерной диагностике интересно посмотреть данные коррекции топлива — скорее всего, там будет видно, что воздуха подается больше, чем нужно когда слишком много неучтенного воздуха и чаще можно заметить только увеличение оборотов холостого хода. Когда ЭБУ понимает, что он сошёл с ума или что-то сломалось, он может выдать ошибки и включить «Check Engine». В этом случае при компьютерной диагностике интересно посмотреть данные коррекции топлива — скорее всего, там будет видно, что воздуха подается больше, чем нужно когда слишком много неучтенного воздуха и чаще можно заметить только увеличение оборотов холостого хода. Когда ЭБУ понимает, что он сошёл с ума или что-то сломалось, он может выдать ошибки и включить «Check Engine». В этом случае при компьютерной диагностике интересно посмотреть данные коррекции топлива — скорее всего, там будет видно, что воздуха подается больше, чем нужно. 

Не менее опасны подсосы и подсосы воздуха в двигателях с наддувом. В таких двигателях давление на впуске изменяется в более широком диапазоне — от разрежения до избыточного давления. Кроме того, двигатель сам контролирует давление на впуске, и цена ошибки выше, чем у безнаддувного двигателя, где верхний предел устанавливается давлением окружающего воздуха. Конечно, и тут адаптация топливной смеси на основе показаний лямбда-зонда. Но он предназначен для компенсации износа датчика, производительности форсунки и сопротивления воздушного фильтра, а не для компенсации утечек и всасывания воздуха. Также при малой нагрузке максимальной 20-процентной адаптации смеси может не хватить, а при большой нагрузке она может привести к серьезному повреждению поршневой группы. Ну и свет.

Читайте также:  Добавлю своё "почему я не пристегиваюсь"

Все эти вещи, конечно, не могут не радовать хозяина. Однако это не самое худшее. Худшее может быть совершенно незаметным поначалу, и это значительное обеднение микса. Что происходит в этом случае, вы наверняка прекрасно знаете: повышается температура, могут прогорать выпускные клапана, может возникнуть детонация, а иногда и калильное зажигание. При появлении первых признаков детонации, которые может услышать датчик детонации, ЭБУ попытается предотвратить саморазрушение двигателя, изменив угол опережения зажигания. На этом этапе, скорее всего, любой водитель заметит, что с машиной что-то не так. Ну а если не заметить, то будут перегревы и пропуски зажигания, а если уж «повезет», то прогорят выпускные клапана.

Бедность, дым и клопы: что такое подсос воздуха и как его найти самостоятельно

Отдельно следует сказать несколько слов об еще одном негативном последствии подсоса воздуха. Поскольку этот воздух обходит воздушный фильтр, он содержит пыль и другие содержащиеся в воздухе частицы, которые оказывают абразивное воздействие на цилиндры. Следовательно, длительная поездка по пыльным дорогам (а других у нас почти нет) может закончиться не только повышенным расходом и снижением мощности, но и задирами цилиндров. Так что для всех двигателей (и особенно для некоторых, например, с алюминиевым блоком) утечка воздуха может стать серьезной проблемой.

Я думаю, мы закончим грустную часть этого и перейдем к позитивной и жизнеутверждающей части: поиску места для сосания.

Шипит, горит, дымит

В большинстве случаев утечку можно найти самостоятельно. В одиночку это сделать сложно, если воздух проходит через прогоревшую или затвердевшую прокладку между головкой блока и впускным коллектором. В остальных случаях все гораздо проще.

Начнем с классики — с вакуумного усилителя тормозов (ВУТ). Конечно, если двигатель пытается заглохнуть при нажатии на педаль тормоза, то тут и думать нечего — нужно ремонтировать или менять ВУТ. Но иногда такого явного симптома нет, поэтому нужно провести простой тест: заглушить двигатель, несколько раз хорошо нажать на педаль тормоза, а когда она «поднимется», завести двигатель, не отпуская педаль. Если после этого немного не получается, «пылесос» работает и надо продолжать поиски в другом месте.

Бедность, дым и клопы: что такое подсос воздуха и как его найти самостоятельно

Всасывание часто происходит в вакуумных линиях, ведущих к впускному коллектору. Самый простой способ найти в них ненужную воздушную дырочку (т.е дырочку) — это внимательно прислушаться к любым странным шипящим звукам. К сожалению, не все могут похвастаться тем, что слушали Чайковского или Моцарта, так что если вы ничего не понимаете «голым» ухом, то придется немного поработать руками.

Для начала нужно попробовать снять шланг с датчиком с корпуса воздушного фильтра и затянуть его, не допуская прохождения воздуха через шланг. Двигатель должен заглушиться. Если есть подсос, то он не остановится. Кроме того, поскольку через пережатый шланг воздух не может поступать в двигатель обычным путем, он начнет активнее проходить через отверстие, и в это время проще услышать долгожданное шипение — шипение будет громче. Оказалось, ну нет, ищем еще.

Если трюк с пережатием шланга не удался и вы считаете, что ваши вакуумные магистрали целы, то можно искать течи в не самом очевидном, но очень болезненном с точки зрения всасывания месте: на уплотнительных кольцах форсунок. Понятно, что сжать их невозможно, поэтому здесь поможет другой способ поиска подсоса — воспламеняющийся.

Бедность, дым и клопы: что такое подсос воздуха и как его найти самостоятельно

Сразу скажу: я не любитель брать шприц, наливать в него бензин и лить на горячий двигатель. И я не могу сказать, что баллончик с карбклинером безопасен. Вести себя со всем этим нужно очень осторожно, и если руки растут не оттуда, где задумано генетикой, лучше не использовать метод подачи горючего вещества к месту возможного подсоса. Но если очень хочется, то можно попробовать. Смысл прост: хоть карбюратор, хоть бензин (его пары), хоть WD40 — все это в сочетании с воздухом хорошо горит. Поэтому, если осторожно нанести эти вещества на место всасывания, скорость вращения коленчатого вала увеличится на короткое время. Метод, конечно, рабочий но поливать работающий двигатель горючими составами нужно очень осторожно. Однако для поиска утечек в местах, где нет сжимаемых шлангов, метод вполне годится. Течь может быть на дроссельной заслонке или прокладке впускного коллектора, через кольца форсунок, толстые гофры после ДМРВ или просто под хомуты вакуумной магистрали. Защемить эти места невозможно, поэтому можно попробовать использовать там какие-нибудь горючие вещества. Но опять же, будьте очень осторожны толстые гофры после ДМРВ или сразу под хомуты вакуумной магистрали. Защемить эти места невозможно, поэтому можно попробовать использовать там какие-нибудь горючие вещества. Но опять же, будьте очень осторожны толстые гофры после ДМРВ или сразу под хомуты вакуумной магистрали. Защемить эти места невозможно, поэтому можно попробовать использовать там какие-нибудь горючие вещества. Но опять же, будьте очень осторожны.

Читайте также:  Как и когда купить подержанный автомобиль в хорошем состоянии

Если есть опасение, что кривизна рук может стать причиной возгорания, можно пойти другим путем – отправиться в сервис и сдать машину специалистам. Служба может использовать компрессор или, что еще лучше, генератор дыма, чтобы найти утечку. Компрессор обычно подключается вместо воздушного фильтра, качает низкое давление и слушает, где он будет шипеть или шипеть. На словах все легко и просто, на деле не очень, так как через открытые клапаны может выходить воздух. И во время этой процедуры необходимо отключить систему вентиляции картера. 

Гораздо лучше использовать дымогенератор. Место, где начинает выходить дым из воздушной системы, всегда видно. Главное, заполнить этим дымом систему. В хороших сервисах обычно есть дымогенератор, и его консультация стоит не так дорого. 

Бедность, дым и клопы: что такое подсос воздуха и как его найти самостоятельно

Кстати, многие пытаются сделать дымогенератор самостоятельно. Кто-то для этого жжет моторное масло, кто-то делает какие-то экзотические автомобили с сигаретой в качестве источника дыма. Не могу сказать, насколько эффективно работают самодельные устройства, это нужно проверять. Но если очень хочется окунуться в техническое творчество, в интернете есть схемы таких конструкций. Может они нормально работают.

Немного об аккуратности, температуре и вибрациях

Есть ли способ предотвратить утечку воздуха? Если машина не старая то можно. Если вы все-таки видели Горбачева, то вряд ли: все резиновые трубы и шланги со временем теряют свои свойства, рассыхаются, дубеют и трескаются. К сожалению, это естественный процесс, полностью предотвратить который невозможно.

Для более новых автомобилей самым актуальным советом будет избегать перегрева, который сильно сокращает срок службы как резины, так и пластика. И не злоупотребляйте постоянной ездой с сильно вибрирующим двигателем (обычно из-за изношенной полной подушки двигателя или просто неисправности). Вибрации ослабляют зажимные соединения и способствуют еще более быстрому износу линий и проводки, которые могут просто перетереться. 

И последнее: в подсосе воздуха могут быть виноваты не слишком аккуратные руки, которые занимались ремонтом или обслуживанием машины. Не до конца затянутый хомут, неправильно поставленная трубка, отсутствие сломанных при разборке креплений – все это может привести к утечке воздуха. К сожалению, такое случается и игнорировать такую ​​возможность нельзя.

Василий Штормин
Главный редактор , wekauto.ru
Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.
Оцените статью
WekAuto.ru
Добавить комментарий