Автомобили в погонах: от «Остин-Путиловца» до «бардака»

Новости

Когда автомобиль был еще крайне несовершенным «примусом» и воспринимался многими как техническая диковинка, военные многих стран смогли оценить его потенциал. И очень быстро машины стали массово вызывать на обслуживание

Машины в погонах: от «Остин-Путиловца» до «Беспорядка»

Фото: Николай Науменков/ТАСС

«Остин-Путиловец» для русской армии

С началом Первой мировой войны в Императорскую Российскую Армию было призвано множество автомобилей разных производителей, от отечественных «Руссо-Балтов» до «Рено» и «Фиатов». Но наиболее защищенную предложила российскому правительству английская фирма «Остин», начавшая производство бронетехники в 1914 году. Поскольку ничего подобного в России в то время не производилось, они воспользовались британским предложением и вскоре первыми начали производить бронеавтомобили прибывают бронеавтомобили Остин в частях.

На шасси грузовика Остин грузоподъемностью три тонны была установлена ​​кабина из броневых листов толщиной 4 мм, на которой разместились две бронированные пулеметные башни, каждая из которых была оснащена 7,62-мм пулеметом конструкции Х. Максимо. С грузовика сняли четырехступенчатую механическую коробку передач и 30-сильный (позже 50-сильный) бензиновый двигатель. Автомобиль массой от 2,6 до 3,5 тонн мог разогнаться по шоссе до 40 км/ч, но из-за отсутствия полного привода от него было мало толку на шоссе.

Машины в погонах: от «Остин-Путиловца» до «Беспорядка»

Фото: autowp.ru

Из Англии в Россию было отправлено примерно полторы сотни бронеавтомобилей, но в связи с возрастающей загрузкой фирм Остин и Виккерс (броневой лист) военными заказами англичане предложили отправить в Россию только шасси. Также в 1916 году на Петроградском Путиловском заводе был спроектирован отечественный вариант бронеавтомобиля, который получил название «Остин-Путиловец». Бронеавтомобиль отличался от своего британского собрата диагональным расположением пулеметных башен, что позволяло вести огонь «отовсюду». Кроме того, российские инженеры усовершенствовали шасси бронеавтомобиля, что положительно сказалось на проходимости.

Машины в погонах: от «Остин-Путиловца» до «Беспорядка»

Фото: autowp.ru

Но из-за распада Российской империи, а затем и Октябрьской революции англичане не спешили отгружать машинокомплекты, и «Остин-Путиловец» оказался малотиражным бронеавтомобилем. С марта 1918 по 1920 год было выпущено всего 33 колесных и 12 полугусеничных машин, которые получили наименование Остин-Путиловец-Кегресс. Эти машины принимали активное участие в Гражданской войне и Советско-польской войне и оставались на вооружении до начала 1930-х годов, как и бронеавтомобили Austin британского производства. Бронеавтомобиль британского производства с пафосным названием «Враг капитала» прославился тем, что именно из него 16 апреля 1917 года В.И. Ленин произнес пламенную речь о грядущей и неизбежной победе пролетариата.

Читайте также:  Первая машина от Apple: что с ней происходит

Машины в погонах: от «Остин-Путиловца» до «Беспорядка»

Фото: Николай Науменков/ТАСС

БА-10

В Советском Союзе всегда большое влияние уделялось развитию бронетехники и бронеавтомобилей. В 1938 году Ижорский завод приступил к выпуску бронеавтомобиля БА-10, который на момент создания был одним из самых прочных бронеавтомобилей в мире.

Бронеавтомобиль был построен на базе трехосного грузовика ГАЗ-ААА, оснащен 85-сильным бензиновым двигателем и, несмотря на свой вес в 7,5 т, разгонялся по шоссе до 90 км/ч. Также броневик мог преодолевать брод шириной 0,6 метра и ров такой же ширины. Бронеавтомобиль отличался тяжелым вооружением, аналогичным советским легким танкам, и состоял из 45-мм пушки и 7,62-мм пулемета. 10-мм броня защищала переднюю часть корпуса и башни, а также борта.

Этот бронеавтомобиль принимал участие во всех военных конфликтах конца тридцатых годов, но момент истины для него наступил в июне 1941 года. Советскую бронетехнику почему-то принято ругать, хотя мало кто обращает внимание на то, что в трагическим летом и осенью 1941 года они использовались не по назначению. Они буквально затыкали все дыры, часто бросая их в бой с танками, для которых эти разведывательно-дозорные машины вовсе не предназначались.

Машины в погонах: от «Остин-Путиловца» до «Беспорядка»

Фото: Warriors.fandom.com

Конечно, они несли огромные потери, в основном из-за неграмотного использования. Однако при использовании по прямому назначению результаты всегда были довольно неплохими. Так, в середине июля 1941 года разведывательная рота 63-го стрелкового корпуса 21-й армии Центрального фронта, вооруженная, в том числе, двумя бронеавтомобилями БА-10, атаковала из засады в районе Бобруйска и полностью разбил немецкий конвой. В результате умелого применения двух БА-10 пушечным и пулеметным огнем удалось уничтожить три танка и нанести немцам большие потери. При этом был захвачен штабной автомобиль, в котором были изъяты ценные документы убитых немецких офицеров.

Этот эпизод показывает, что при умелом и грамотном использовании БА-10 мог эффективно бороться с противником и наносить значительный урон. Однако в первые месяцы войны большое количество БА-10 было потеряно и в 1944-1945 годах они содержались в основном в дивизиях Дальнего Востока. Которая в августе 1945 г успешно применила их в боях против Квантунской армии, после чего все оставшиеся БА-10 были сняты с вооружения.

Читайте также:  Россиян предупредили о дефиците автомобилей

Машины в погонах: от «Остин-Путиловца» до «Беспорядка»

Южный фронт Великой Отечественной войны. Экипаж советского бронеавтомобиля БА-10: старшина Е. П. Эндрексон, сержант В. П. Поршаков и др. деренко и пастора Джульбарса. (Фото: Эммануил Евзерихин/хроника ТАСС))

БА-64

Самой массовой бронетехникой Красной Армии в годы Великой Отечественной войны был бронеавтомобиль БА-64, разработанный в Горьком в конце 1941 года. Машина была построена на шасси армейского автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-64 и фактически бронекапсула из броневых листов толщиной 6-12 мм, устанавливаемая на шасси ГАЗ-64 и вооруженная 7,62-мм пулеметом ДТ.

Бронеавтомобиль весил 2,3 тонны, оснащался бензиновым двигателем мощностью 50 л.с и мог разгоняться по шоссе до 80 км/ч. Экипаж состоял из двух человек: водителя и стрелка. Основными преимуществами бронеавтомобиля были его низкая стоимость, массовость и ремонтопригодность. Производство автомобиля началось на ГАЗе весной 1942 года, и вскоре бронеавтомобили появились практически во всех частях Красной Армии.

Машины в погонах: от «Остин-Путиловца» до «Беспорядка»

Фото: commons.wikimedia.org

В отличие от 1941 года бронеавтомобилем не пытались латать дыры в передней части и использовали его строго по прямому назначению: как разведывательную машину и высокомобильную огневую точку, способную поддержать разведчиков или пехотинцев пулеметным огнем и быстро уйти опасная зона. БА-64 был прост в управлении и почти любой новобранец с водительскими правами осваивал премудрости управления в кратчайшие сроки. Эта бронемашина стала одним из символов Победы, пройдя все без исключения фронтовые дороги от Сталинграда до Берлина и была снята с производства в 1946 году, разойдясь тиражом более 9000 экземпляров по всему миру.

Машины в погонах: от «Остин-Путиловца» до «Беспорядка»

Фото: commons.wikimedia.org

«Бардак» для СССР

Не было в Советской Армии более любимого и популярного бронеавтомобиля, чем знаменитая «каша» — БРДМ. Боевая разведывательно-дозорная машина была разработана в середине пятидесятых годов, а в 1957 году на Горьковском автомобильном заводе началось производство БРДМ-1.

Главным достоинством машины была ее фантастическая проходимость, ведь помимо полного привода она имела четыре нижних колеса с цепным приводом и, по идее, могла пройти там, где ходили только танки. Но из-за слабого 85-сильного двигателя 5,6-тонный бронеавтомобиль не всегда мог выполнять заданную конструкторами проходимость. Да и вооружение из 7,62-мм пулемета было явно слабым. Ранить противника таким оружием вряд ли можно было бы, но до 1966 года ГАЗ выпустил более 10 тысяч БРДМ-1.

Читайте также:  Флагманская версия Lucid Air опередила Tesla Model S по дальнобойности

Машины в погонах: от «Остин-Путиловца» до «Беспорядка»

Фото: commons.wikimedia.org

Несмотря на броню толщиной 7-11 мм, считавшуюся в пятидесятые годы хорошей, возможность плавать со скоростью 9 км/ч и высаживать трех человек, уже в конце пятидесятых конструкторы-газовики приступили к разработке усовершенствованного варианта машины. Который назывался БРДМ-2, его серийный выпуск начался на ГАЗе в 1963 году.

Команда Горького улучшила абсолютно все ключевые параметры машины: толщина лобовой брони увеличилась до 14 мм, и теперь поразить ее в лоб из обычного стрелкового оружия было практически невозможно. Мощность двигателя составляла 140 л.с., а максимальная скорость возрастала до 95 км/ч и 10 км/ч на плаву. Но самое главное, БРДМ получила башню с 14,5-мм крупнокалиберным пулеметом Владимирова.

Этот самый мощный в мире пулемет гарантированно поражал легкобронированные цели на расстоянии до 2 км и уничтожал живую силу противника на расстоянии до 4 км. Неслучайно вся бронетехника стран НАТО 70-80-х годов проектировалась с учетом способности выдерживать бронебойные пули пулемета Владимирова.

Машины в погонах: от «Остин-Путиловца» до «Беспорядка»

Фото: commons.wikimedia.org

«Барашка» обоих поколений, благодаря их массовым поставкам в другие страны, принимала участие практически во всех военных конфликтах, происходивших с шестидесятых годов и до наших дней. К сожалению, машине пришлось повоевать на просторах бывшего СССР.

В России машина хоть и остается на вооружении в настоящий момент, но уже заменяется более современной техникой. А вот в армиях других стран он прослужит долго. Потому что нам еще предстоит искать достойную альтернативу, столь же дешевую и простую в эксплуатации, на рынке вооружений. Так что «бардак» вполне может дожить в некоторых странах до своего столетнего юбилея. Что еще раз говорит о том, насколько исключительной и вневременной боевая машина была создана конструкторами ГАЗа в середине 50-х годов.

Василий Штормин
Главный редактор , wekauto.ru
Знаю что такое авто от А до Я. Люблю интересоваться гонками, конструкцией автомобилей, ремонтом. Знакомые советовали поделиться своими знаниями в интернете. Давайте вместе окунемся в мир авто и всего, что с ним связано.
Оцените статью
WekAuto.ru
Добавить комментарий